Флейте водосточных. Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского. Анализ стихотворения Маяковского «А вы смогли бы?»

Пародия с лирическими отступлениями...

Есть у меня стихотворение «Два поэта» (первое из написанных мною
после регистрации на сайте «Стихи.ру»: ).

Оно совсем не о том, что Маяковский – плохой, а Есенин – хороший,
оно о том, кто из этих двух авторов нравится лично мне. Но периодически
находятся «особо одарённые», которые пытаются доказать, что «поэтов
нельзя сравнивать» и «каждый сам выбирает, чьё творчество ему ближе».
То, что я как раз-таки и писал о с в о ё м выборе, до них не доходит...

Но сейчас речь немного о другом... Когда мне в очередной раз
пытаются доказать, что Маяковский – тоже лирик, часто цитируют
строку о «флейте водосточных труб». Вот этот стих полностью:

В. В. Маяковский, «А вы смогли бы?»

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Если не вдумываться в текст, вроде бы, красиво. Если не вдумываться...
Хотя сейчас многие так и пишут – не думая: нанизывают эпитет на эпитет,
громоздят метафору на метафору, чтобы попышнее, поцветистей выходило,
но что все эти эпитеты и метафоры означают – даже не задумываются...

А ведь любой музыкант Вам подтвердит, что инструмент – это святое!
И дело здесь не только в гигиене. Инструмент – это связующее звено между
ним и его музыкой! Какие, к чёрту, флейты – из водосточных труб?
Вы к этим трубам никогда не присматривались? Короче, пародия:

Н. А. Лосев, «Я бы не смог...»

Их обсыкали все собаки;
Полвека в пыли и грязище;
И даже мусорные баки
Всех этих труб гораздо чище;
Но Вова дул в трубы изгибы,
не вытирая ржавых губ...
А Вы
засунуть в рот
смогли бы
Одну из водосточных труб?

P.S. А в общем и целом этот стишок Маяковского – благодатная почва
для пародистов. Например, дарю любому желающему многообещающее
начало:

Я сразу смазал карту будня,
«махнув» грамм двести из стакана...

Если продолжите эту тему (или придумаете что-то своё) – скиньте потом
ссылку, вместе посмеёмся...)))

Рецензии

Люблю я Лосева за юмор,
И за басни умные люблю.
Он может так в кого-то плюнуть -
Как шампанское по кораблю.

Р.S. Есть у меня и пародия на В.Маяковского.
/Но злая/
С уважением Е.И.

Спасибо на добром слове!

Возьмусь, видать, за басни снова,
И переплюну в том Крылова:
Нельзя теперь ругать нам власти,
Так басню им - и позубастей!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Я сразу смазал карту будня...» (По лирике В.Маяковского.)

«Я сразу смазал карту будня…»
(по лирике Маяковского)

А почему вы одеты в желтую кофту?
- Чтобы не походить па вас.
В. Каменский. Юность Маяковского.

В 1912 году в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» были опубликованы стихотворения В. Маяковского
«Ночь» и «Утро». Так заявил о себе молодой и самобытный поэт - поэт, которому суждена была долгая и непростая творческая
судьба, и не только пожизненная, но и посмертная, ибо произведения автора неоднократно оценивались и переоценивались
критикой и читателями.
Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу
отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века - поэзию,
где по праву блистали такие светила, как Блок, А. Белый, Гумилев, Ахматова, Брюсов. Его стихи разительно отличались от
того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность,
право на то, чтобы быть Маяковским. Его рассвет, по словам А. Ахматовой, был бурным: отрицая «классическую скуку», поэт
предлагал новое, революционное искусство, и в своем лице - его представителя. Несомненно, многое в раннем творчестве
Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их
воплощения в произведениях
автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено прежде
всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.
Едва ли не основной темой этого периода становится тема трагического одиночества поэта:
«Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека».
Причина этого в том, что вокруг - «нет людей». Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей».
Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:
«Ненужных, как насморк, и трезвых, как нарзан».
Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений. «Себе,
любимому, посвящает эти строки автор», «Я», «Несколько слов обо мне самом», «Я и Наполеон», «Владимир Маяковский» -
таковы названия его стихов того времени. «Я» - вот слово, которое определяет динамику поэтического действия: «Я,
воспевающий машины и Англию». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя:
Мир огромив мощью голоса,
иду - красивый,
двадцатидвухлетний.
Он обращается к людям будущего:
«Слаеътпс мсхя!» -
Вам завещаю я сад фруктовый
своей великой души.
В этом подчеркнутом эгоцентризме - свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. «Костюмов у меня
не было никогда. Были две блузы - гнуснейшего вида... Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор» - таковы
выходки Маяковского-хулигана. И еще - скандально-известно

Я люблю смотреть, как умирают дети.
Что стоит за подобного рода действиями? Категорическое неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и,
возможно, душевная ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал душу тонкую, ищущую любви и
любящую, защищая ее от тех, кто «ничего не понимают».
Маяковский, как он пишет о самом себе, - «сплошное сердце». Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на
«несгораемом костре немыслимой любви». Предчувствие любви, ее ожидание - «Будет любовь или нет? Какая - большая или
крошечная?» - вот что наполняет монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет: «Себе, любимому, посвящает эти
строки автор». Его чувство остается невостребованным:
Где любимую найти мне, такую, как и я?
Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз «нерастраченных весен» просто несносен:
Несносен не так, для психа, а буквально.
Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье - мучительное и
недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы
сказать:
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. В автобиографии «Я сам» поэт
так объясняет свое «пренебрежение» к теме природы: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой.
Неусовершенствованная вещь». Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской: дома, улицы, автомобили. Часто
подобного рода описания нарочито натуралистичны, поэт как будто задается целью изобразить уродливые «вещи века».
«Красивость», поэтичность качества, которые автор отвергает. Это иллюстрируют, к примеру, следующие строки:
Улица провалилась, как нос сифилитика. Река - сладострастье, растекшееся в слюни. Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму «Облако в
штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо аспект действительности. Герой
провозглашает: «Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой вашу религию, долой ваш строй!» По масштабу, по глубине
художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших
произведений Маяковского.
Художественные средства, языковые приемы поэта отличает подчеркнутый натурализм, прозаизм. Он пишет: «звезды-плевочки»
- о тех самых звездах, которые наполняют, по словам Канта, «благоговением и восхищением» душу человека. Он заявляет:
Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. В этих строках - средоточие всего мира на личности
поэта, соположение низменного и возвышенного, поэтического и прозаического.
В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь видеть за
обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста.
Одно из ранних стихотворений автора - «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
Что таится в этих строчках? Может быть, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть,
они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только
настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе?
Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, Маяковский
обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими. Но его путь - путь, без
которого современное искусство было бы неполным, в чем-то ущербным:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

«А вы смогли бы?» Владимир Маяковский

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения Маяковского «А вы смогли бы?»

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой. Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики. К ним, в частности, относится стихотворение «А вы смогли бы?», написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд . Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде. Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана». Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен , что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны. И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом. Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь . Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование. Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей. И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам. Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов. Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое. Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Этот дом находится в Дрездене, Германия.

Называется Neustadt Kunsthofpassage. Водостоки на этом доме сделаны так, что когда идет дождь - играет музыка.

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Funnel Wall (стена воронок) - так называется этот музыкальный дом


С чем у вас ассоциируется дождь? С холодом и сыростью? А может быть с романтикой? А вот у дрезденцев дождь ассоциируется с музыкой. Почему? Потому что у них есть необычный дом - когда на улице идет дождь, он играет музыку. Романтично, не правда ли?

Это необычное во всех отношениях здание является не официальной достопримечательностью города Дрезден (Германия), тем не менее, она, конечно же, заслуживает особого внимания. Funnel Wall (стена воронок) - так называется этот музыкальный дом и находится в районе Нойштадт/Neustadt. К его наружным стенам прикреплены водосточные трубы, отливы и воронки, которые и издают мелодичные звуки во время дождя.

Что удивительно, эти трубы выполнены в виде музыкальных инструментов, что, конечно же, добавляет зданию особого шарма. В подобных конструкциях крайне важна изоляция стыков ппу труб для их долговечности.

Читать стих «А вы могли бы?» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Написанное в ранний период творчества (1913), стихотворение отражает позицию автора, который стремится заявить о новом слове в искусстве. Хотя тема не нова: глубокое размежевание поэта и толпы, противостояние обывателя и творца, – Маяковский раскрывает ее с помощью новаторских способов, свежей формы, предлагая свое яркое, образное восприятие мира и сопоставляя его с тусклым обыденным.

Стихотворение «А вы могли бы?» - вызов всему привычному, монотонному как «будень», повторяющийся через равный промежуток времени. Однако этот серый будничный день можно поменять в воображении поэта так же, как привычные контуры географической карты. Их можно стереть, размыть, размазать, если плеснуть на карту иной краски из стакана. В восприятии приземленного обывателя студень - дрожащая масса на фарфоровом блюде, глаз поэта увидел на нем «косые скулы океана», а рыбья чешуя для него – “зов новых губ”. Сопоставление неожиданное и нестандартное. Поэт избегает шаблонов, которые в его восприятии - олицетворение всего косного, меркантильного и заземленного. Но чтобы увидеть это, нужно уметь замечать поэзию в том, что обычно и повседневно и удивляться тому, что другого оставит равнодушным. Только романтик сможет услышать звуки флейты в простом журчании водосточной трубы, а поэт, пользуясь словесными формами, сыграть на ней ноктюрн.

Находясь в поиске новых футуристических форм, Маяковский создавал произведения, которые встречали неоднозначные отзывы современников. Но по словам Пастернака, поэту нельзя отказать в мастерстве и “горделивой демократичности”. Текст стихотворения Маяковского «А вы могли бы?» можно полностью скачать на сайте или учить онлайн на уроке литературы в классе.

Публикации по теме