Условия и порядок формирования правительства рф. Правительство РФ: состав, порядок формирования, срок полномочий. Правовые акты Правительства РФ: виды, порядок подготовки и принятия

Формирование правительства - предусмотренная Конституцией РФ процедура назначения Председателя Правительства РФ и утверждение по его предложению Президентом РФ иных членов Правительства. Ф.П. представляет собой два взаимосвязанных этапа, две стадии.

На первом этапе формируется институт главы Правительства РФ. Глава Правительства - ключевая и ведущая должность в государстве. В силу своей значимости процедуры порядка назначения Председателя Правительства РФ определены Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 111) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Второй этап формирования Правительства РФ связан с назначением членов Правительства (первых заместителей Председателя Правительства, заместителя Председателя и федеральных министров). Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112).

Состав Правительства определен гл. 6 Конституции РФ, ст. 6 ФКЗ «О Правительстве РФ» и включает членов Правительства РФ:

      Председателя Правительства РФ;

      заместителей Председателя Правительства РФ;

      федеральных министров.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Срок полномочий конституционно не установлен, но он равен 6 годам т. к. начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ):

1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью;

7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти - как федеральных, так и субъектов РФ - по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит:

1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ);

2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 110) устанавливает, что Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Состав Правительства зависит от системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются Президентом РФ в зависимости от задач исполнительной власти в конкретный исторический период. Членом Правительства РФ может быть только то лицо, которое является федеральным министром. Следовательно, членом Правительства не может быть руководитель федерального агентства или службы. Если согласно утвержденной указом Президента РФ структуре федеральных органов исполнительной власти должность руководителя какого-либо федерального органа исполнительной власти (или структурного подразделения) приравнена к должности федерального министра, в этом случае он вправе быть членом Правительства. Например, руководитель аппарата Правительства РФ является федеральным министром, т. е. членом Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления его деятельности и организует его работу. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение и осуществляют иные полномочия, установленные указанным ФКЗ «О Правительстве РФ». Порядок деятельности членов Правительства в составе Правительства определяется в Регламенте Правительства.

Формирование нового состава Правительства РФ происходит в следующих случаях:

1) когда прошли выборы нового Президента или он переизбран на второй срок, и прежнее Правительство сложило свои полномочия;

2) если Президент принял решение об отставке Правительства (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);

3) когда само Правительство ставит вопрос об отставке, либо Государственная Дума выражает недоверие Правительству и Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (ч. 1,3,4 ст. 117 Конституции РФ).

В формировании Правительства РФ участвуют два органа: Президент РФ и Государственная Дума. Формирование Правительства начинается с назначения его Председателя. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ). Стабильность и последовательность политики Правительства обеспечивается поддержкой большинства в парламенте.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства на срок до двух месяцев.



Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (п. «д»ст. 83 и ч. 2 ст. 112 Конституции РФ).

Особая роль Президента РФ отражена в порядке назначения руководителей ряда федеральных органов. Согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 12 и 32) глава государства непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. В связи с этим он утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов.

Таким образом, глава государства имеет наиболее широкие конституционные возможности по формированию состава Правительства РФ.

Процедура формирования правительства и условия его отставки регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации». Конституция Российской Федерации ст.111 // РГ. 1993.25 дек.;

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 7 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст. 5712. При этом срок его полномочий в них прямо не указывается. Однако из конституционных формулировок следует, что он определяется сроком полномочий главы государства: перед вновь избранным президентом оно слагает свои полномочия. В современной России имел место факт формирования нового состава правительства в связи с принятием новой Конституции 1993 г. Указ Президента Российской Федерации № 2277 от 23 дек.1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5080. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Формирование правительства проходит в два этапа: назначение председателя и его членов. Глава кабинета назначается президентом с согласия Государственной Думы. Конституция Российской Федерации ст.111 // РГ. 1993.25 дек. Однако в случае трехкратного несогласия Думы с предложенной кандидатурой глава государства вправе ее распустить.

Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает президент по предложению самого премьера. Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным. За заместителями председателя и федеральными министрами сохраняется право подать в отставку, которая не повлияет на существование самого правительства в отличие от отставки председателя, освобождение которого от должности влечет автоматическую отставку всего кабинета.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 1 июня 2005 г.) «О Правительстве Российской Федерации» ст. 11 // СЗ РФ.1997 № 51. Ст. 5712.

Срок полномочий и отставка

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные в зависимости от того, кто был ее инициатором. Российская газета. 1993. 25 дек.

Одно из оснований отставки Правительства - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание отставки Правительства -- это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

И последнее основание отставки - постановка Председателем перед парламентом вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

Главу правительства освобождает от должности только президент, согласия Государственной Думы при этом не требуется. Конституция Российской Федерации ст.117 // РГ. 1993.25 дек. Он лишь уведомляет палаты Федерального Собрания и до назначения нового премьера поручает исполнение его полномочий кому-либо из заместителей.

Возможно несколько вариантов, когда премьер может уйти с поста по собственной инициативе: подав заявление об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий. Политическая практика России свидетельствует, что почти всегда инициатива освобождения премьера от должности исходит от главы государства. Из восьми премьеров начиная с 1993 г. только один покинул пост «по собственной инициативе», да и то вследствие избрания президентом. В.В. Путин с 31 декабря 199 г. и.о. Президента РФ, в 2000 г. был избран Президентом РФ

Оно формируется Президентом и Государственной Думой. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Это предложение вносится не позже двух недель после вступления вновь избранного Президента в должность, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой, либо в течение двух недель после отставки Правительства, срок рассмотрения это предложения Государственной Думой - одна неделя, Дума может как согласиться, так и не согласиться с кандидатурой. Если Дума соглашается, развитие идет дальше, если Дума не соглашается, то Президент выступает с повторным предложением о кандидатуре, и после того, как Государственная Дума трижды отклонит предложенные кандидатуры, Президент может распустить Думу и назначить новые выборы и при этом назначить председателя Правительства своим указом. После того, как председатель Правительства назначен, он в течение недели представляет кандидатуры на посты членов правительства и свои предложения о структуре федеральной власти (напр., сколько надо министров) Президенту. Кандидатуры, предложенные председателем Правительства, могут быть Президентом отклонены, тогда председатель предлагает другие кандидатуры. Правительство состоит из председателя Правительства РФ, заместителей председателя, федеральных министров. Федеральный министр понятие достаточно широкое, т.к. это не только должность, но и ранг. Поэтому ранг может быть присвоен за заслуги, но не все являются министрами. Поэтому в правительство входят руководители министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и федеральных надзоров. Федеральными министрами являются лица, которые возглавляют федеральные министерства или ведомства, и иные лица. Иные лица, это руководители важнейших организационных структур Правительства, напр., управление делами Правительства РФ, заместители председателя Правительства (они могут быть назначаться в самом разном количестве. Какие основные министры входят в состав Правительства? Прежде всего, это министр по делам экономики, министр финансов (это межведомственное министерство, его акты обязательны не только в рамках структуры ведомства, но и для всех субъектов в области финансовой политики). Министерство государственного имущества, министерство по атомной энергии, государственный комитет РФ по землеустройству, по рыболовству, стандартизации, метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по государственным резервам, государственный комитет по связи и информатизации, по статистике и государственный таможенный комитет. Членами Правительства являются Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Он назначается Президентом России с согласия Государственной Думы при соблюдении процедуры, предусмотренной ст. 111 Конституции: А)предложения о кандидатуре Председателя Правительства вносится Президентом не позднее двух недельного срока после его вступления в должность, либо после отставки Правительства или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Б) Государственная Дума рассматривает представленную Президентом России кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. В) в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой, Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы. Первые заместители, заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом России по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.

Принцип разделения власти

В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.

Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:

  • Министры не могут иметь собственный , долю в активах компаний любой организационной формы, вести предпринимательскую деятельность, заниматься любым видом труда за плату, исключение составляют преподавание, творчество и наука;
  • Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
  • Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
  • Запрещено пользоваться служебным положением с целью собственной популяризации и обогащения;
  • Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
  • С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Полномочия и ответственность

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:


За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Публикации по теме