Минстрой реформирует ценообразование — сметчики напряглись. Новости и публикации на тему «ценообразование в строительстве Минстрой рф ценообразование

30 сентября 2018 года строительный комплекс должен перейти на ресурсный метод ценообразования – об этом в конце 2017 года официально заявлял Минстрой России в лице замминистра Хамита Мавлиярова. Однако, судя по всему, этот переход в очередной раз откладывается.

Напомним, что после заседания госсовета при президенте Владимире Путине в мае 2015 года Минстрою России было поручено заняться реформой ценообразования в строительной отрасли. Для этого были внесены поправки в Градостроительный кодекс, а также разработана и ровно год назад введена в строй Федеральная государственная система ценообразования в строительстве.

Как официально заявлял замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров в конце 2017 года, «с учетом готовности рынка в первом полугодии 2018 года мы выйдем в Правительство с предложением о принятии нормативного акта о переходе на ресурсную модель с 30 сентября 2018 года».

То есть, с 30 сентября 2018 года при разработке проектно-сметной документации на объекты с привлечением средств бюджета сметчик будет обязан использовать цену на строительные ресурсы (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы), которая размещена в системе.

«Во ФГИС ЦС размещены Федеральный реестр сметных нормативов, 118 сборников государственных элементных сметных норм, 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства, 29 методических документов, 77 нормативных правовых актов, 99545 позиций классификатора строительных ресурсов» - сообщал Минстрой России 27 декабря 2017 года.

Однако уже летом 2018 года стало понятно, что перейти на ресурсный метод с 1 октября с.г. точно не получится – ФГИС ЦС не наполнена необходимыми данными, а ко многим методическим и нормативным документам у профессионального сообщества накопилось большое количество замечаний и претензий. Более того, часть методик по расчету сметных цен до сих пор находится в разработке и не утверждена заказчиком – Главгосэкспертизой России. При этом общие затраты на реформу ценообразования и ФГИС ЦС уже превысили 1 млрд рублей.

При этом в настоящий момент в Минстрое России нет заместителя министра, отвечающего за ценообразование в строительной отрасли – после ухода Хамита Мавлиярова пошло уже два месяца, а его должность до сих пор свободна. Также заметно снизилась активность Главгосэкспертизы России на этом направлении, к тому же оттуда также ушла первый замруководителя по ценообразованию Ирина Лищенко.

Что касается Минстроя России, то в июне 2018 года, на одном из совещаний новый министр строительства Владимир Якушев вскользь упомянул, что на ресурсный метод отрасль перейдет в конце мая 2019 года. Возможно, этот срок также будет пересмотрен.

Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин прокомментировал срыв сроков перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве:

- Сегодня 30 сентября, а это значит, что именно с сегодняшнего дня должен был начаться переход строительного комплекса страны на "ресурсный метод" ценообразования. Во всяком случае ещё совсем недавно нам это обещал Минстрой России и эта дата была согласована со строительным сообществом!

По факту, Минстрой России на сегодня не в состоянии обеспечить даже действующий "базисно-индексный" метод ценообразования, так как до сих пор не выпущены Индексы на III квартал 2018 года! При этом, мы фиксируем непрекращающийся рост цен на строительные материалы в летний "горячий период", затрат на оплату труда, машины и механизмы.

Федеральная Государственная система ФГИС ЦС Минстроя России была громогласно "запущена в эксплуатацию" ровно год назад. По прошествии года можно констатировать, что система не работает, деградирует, и ее стали игнорировать даже те предприятия, которые изначально пытались предоставлять данные о ценах.

Что мы имеем в итоге? Реформа ценообразования в строительстве брошена, руководители реформы разбежались, поручения руководства страны не исполняются и даже действующий механизм ценообразования в строительстве постепенно разрушается...

Ассоциация «СРО «СредВолгСтрой» совместно с Самарским центром по ценообразованию в строительстве провела для своих членов семинар, посвящённый определению стоимости строительства. Итогом мероприятия стало решение о проведении конкурса среди специалистов по ценообразованию на звание «Лучший сметчик».

Экспертный строительный клуб анонсировал проведение 26 июня семинар на востребованную для строительного сообщества тему — «Вопросы реформы системы ценообразования в строительстве по итогам первого полугодия 2019 года. Вступление в силу новой нормативной базы, перспективы перехода на ресурсный метод составления смет, новое в экспертизе сметной документации».

Быстрой реформы в системе сметного нормирования и ценообразования в строительстве не случится. Процесс этот долгий и, судя по всему, мучительный, и с переходом отрасли в 2022 году на ресурсный метод ценообразования он вряд ли завершится. Об этом на посвящённой реформе научно-технической конференции, состоявшейся в Кемерово, сообщила глава Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина.

Члены Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе решили через Минстрой обратиться в правительство с просьбой ускорить процесс принятия «Методики определения сметной стоимости строительства…» и «Методических рекомендаций по определению начальной (максимальной) цены контракта…». По мнению комитетчиков, без методического обеспечения системы формирования стоимости строители не справятся с реализацией требований нормативно-правового регулирования отраслью.

Переход на ресурсный метод формирования смет для госстроек будет проходить поэтапно — с сохранением действующего, базисно-индексного метода, напомнил сегодня на заседании коллегии Минстроя России глава ведомства Владимир Якушев. По его словам, с 1 января 2021 года Минстрой планирует апробировать ресурсную модель с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам, и только с 1 января 2022 года планируется полноценное применение ресурсного метода.

Намерение Минстроя перенести запуск ФГИС ЦС встретили яростное сопротивление отраслевого сообщества. В Союзе инженеров-сметчиков уверены, что систему, крайне необходимую в работе стройкомплекса, можно и нужно запускать в ранее обозначенные сроки - 25 марта 2019 года.

Одна из главных целей стартовавшей в 2015 году реформы ценообразования в строительстве — определение экономически обоснованной стоимости строительства и экономия бюджетных средств. Проблема более чем актуальная: ни одна масштабная стройка последнего десятилетия не обошлась без существенного удорожания уже на этапе строительства. Самый яркий тому пример - нынешняя «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, подорожавшая во время строительства в восемь раз. А были еще и олимпийские объекты… Насколько оправданной является высокая стоимость таких сооружений? Как она формируется? И есть ли возможность сделать ценообразование более понятым и прозрачным? На эти вопросы «Строительной газете» постарался ответить член Комитета по экспертизе и аудиту НОПРИЗ Андрей БЫЧКОВ.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Анонсы

11 сентября 2019 года в г. Москве по инициативе секции строительства Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA – Construction) при поддержке Минстроя России и ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России будет проводиться Международная конференция «Нулевой травматизм в сфере строительства» (далее – Конференция). НОСТРОЙ примет участие в Конференции в качестве соорганизатора.

К участию в Конференции приглашены специалисты и эксперты в области охраны труда, представители бизнеса из строительной и других сфер деятельности, представители государственных органов, а также международные участники - эксперты в области охраны труда из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Чили. В фокусе внимания спикеров будут вопросы практического внедрения концепции Нулевого травматизма в строительных компаниях, лучшие практики из разных стран, а также экономические выгоды от внедрения данного подхода.

Место проведения – г. Санкт-Петербург.

За прошедшие годы конференция зарекомендовала себя как значимое отраслевое событие, которое привлекает более 800 участников – ведущих экспертов строительной отрасли, представителей крупного, среднего и малого строительного бизнеса, первых лиц федеральных и региональных органов государственной власти, профильных национальных объединений СРО, общественных организаций, саморегулируемых организаций, учебных заведений из различных регионов России.

Мероприятие по традиции будет включать два обширных блока: пленарное заседание в формате открытого диалога участников конференции и тематические секции, где состоится обсуждение профильных вопросов. Также будет организована выставка строительных материалов и технологий, B2B-workshop для профессионалов строительного рынка.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и Российская академия художеств объявляют о проведении в 2019 году VI Международного профессионального конкурса на лучший проект.

Конкурс проводится в области архитектуры, градостроительства и проектирования инженерных систем, а сами проекты оцениваются с учетом инновационного развития строительной отрасли. Награды присуждаются по 19 номинациям. Особо отмечаются проекты, в создании и реализации которых принимали участие молодые специалисты (не старше 30 лет), студенты и аспиранты профильных вузов.

К участию в конкурсе приглашаются российские и зарубежные организации и индивидуальные предприниматели вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие подготовку и реализацию проектов, отдельные авторы, а также молодые специалисты (не старше 30 лет) и студенты профильных вузов. В соответствии с Положением о конкурсе, представляемые конкурсантами проекты (концепции) должны быть созданы не ранее 2016 года.

Место проведения – г. Москва.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков приглашает принять участие в мероприятиях деловой программы Международного фестиваля «Зодчество».

Международный фестиваль «Зодчество» - событие национального масштаба с зарубежным участием, смотр достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России.

Цель фестиваля - активизация, развитие и повышение уровня архитектурной и градостроительной деятельности в России, укрепление профессионального статуса через организацию смотров-конкурсов, выставочных мероприятий.

Формат фестиваля - творческое, деловое коммуникативное пространство для профессионального сообщества, органов исполнительной власти, отвечающих за Государственную политику в области архитектуры и градостроительства, а также для широкой общественности Москвы и регионов России.

Новости отрасли

Минстрой России совершенствует систему ценообразования в строительстве

Минстрой России совершенствует систему ценообразования в строительстве

Минстрой России по поручению главы государства продолжает работу над совершенствованием системы ценообразования в строительстве с целью создания единой государственной сметно-нормативной базы и организации государственного мониторинга цен строительных ресурсов, в том числе при продаже их производителями. Совместно с экспертным сообществом обсуждается возможность расширения подходов, которые позволят упростить применение в отрасли ресурсной модели определения сметной стоимости строительства.

Для того чтобы участники рынка могли применять современные методы ценообразования, необходимо решить ряд дополнительных задач.

В частности, планируется увеличить количество каналов сбора данных о ценах строительных ресурсов в федеральную государственную систему ценообразования (ФГИС ЦС) от лиц, обладающих достоверной информацией. Так, с Минпромторгом России планируется взаимодействие по сбору данных в части перечня производителей и импортеров, а также объемов производства и импорта строительных материалов. Дополнительно прорабатывается вопрос формирования ФГИС ЦС как открытого платформенного решения, которое предложит рынку необходимую ему аналитику и сервисы, например, возможность расчета стоимости мульти модальных перевозок. Началось тестирование информационного взаимодействия со сметными программами, используемыми рынком.

При этом, до законодательно установленного срока перехода на ресурсную модель ценообразования планируется сохранить и существующий порядок определения сметной стоимости строительства: базисно-индексным, ресурсно-индексным и ресурсным методами. Для этого прорабатывается вопрос снятия запрета на изменение действующих нормативов базисно-индексного метода, установленный Градостроительным кодексом РФ с 30 сентября прошлого года.

В части актуализации государственной сметно-нормативной базы, помимо проводимой работы, по мнению Минстроя России, особое внимание необходимо уделить синхронизации федеральных сметных нормативов с действующими региональными и отраслевыми. Для этого важно оптимизировать порядки актуализации сметных нормативов.

Напомним, что за последние годы ведомством актуализировано более 47 тысяч норм, разработано и утверждено 650 – новых, учитывающих применение современных технологий, материалов и оборудования.

Работу, главная цель которой обеспечить экономически обоснованную сметную стоимость строительства, планируется проводить в тесном взаимодействии с экспертным сообществом. В настоящее время по поручению Правительства РФ Минстрой актуализирует среднесрочный план мероприятий по совершенствованию системы ценообразования. Он будет представлен на обсуждение профессиональному сообществу в ближайшее время.

Почему президент Союза инженеров-сметчиков скептически оценивает действия Минстроя в преддверии Госсовета по строительству

На вопросы журнала отвечает президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.

— Павел Владимирович, со времени нашего большого о проблемах ценообразования в строительстве прошло более двух месяцев. А что происходит в сфере ценообразования сегодня, накануне Госсовета по строительству, который, несмотря на Ваши , судя по последней информации, все-таки пройдет в мае? Чего нам ожидать от этого форума?

— Я считаю, что мы, возможно, будем наблюдать имитацию деятельности и попытку превратить Госсовет в некое формальное совещание, обычную говорильню.

Ну, выступит на Госсовете министр Михаил Мень с большим докладом. Скажет, что у нас, мол, все OK, мы будем и дальше строить, субсидировать ипотеку, решим проблемы обманутых дольщиков, наведем порядок в СРО и пр.

Затем выступят несколько министров, губернаторов, расскажут про свои региональные проблемы: один — про ветхое аварийное жилье, другой — о проблемах капитального ремонта и т.д.

Под занавес участники совещания получат напутствие Президента и разойдутся по своим делам — готовиться к следующему Государственному Совету.

— То есть Вы не ждете от Госсовета по строительству революции?

— Да какие тут могут быть революции? Вы вообще можете вспомнить хоть один Госсовет, на котором была революция?

Давайте лучше задумаемся о другом. Например, для чего премьер-министр Дмитрий Медведев недавно внес предложения по проведению определенных административных изменений, а Президент Владимир Путин их одобрил?

Напомню, что там предлагается сместить акцент в работе правительственных структур, чтобы они уходили от всего этого формализма, который их захлестнул сегодня. Ведь чем в основном занимаются наши министерства и ведомства? Галочки ставят…

— …а должны отрасли заниматься.

— Правильно! Поэтому нужно кардинально менять систему подхода и оценки, критериев работы министерств. Что, собственно, премьер и предложил, а глава государства одобрил. Речь идет об определенной реформе системы государственного управления.

Без этого мы вперед не двинемся, а будем и дальше языком болтать и деятельность имитировать. Сказки рассказывать о том, как у нас все хорошо,

Вот получит на Госсовете по строительству Минстрой напутствие Президента. Дальше оно облачится в поручения. И до следующего Госсовета министерства будут закрывать (подчеркну, не выполнять, а именно закрывать) эти поручения. Но «закрывать» и «выполнять» — это все-таки разные вещи.

Так вот, пока мы будем по-прежнему заниматься «закрытием поручений», ничего хорошего ожидать не приходится.

— На прошлой неделе Кабмин одобрил внесенный Минстроем законопроект, направленный на реформирование сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Одобрил, несмотря на то, что несколькими днями ранее Минэкономразвития высказало свое твердое «фи» по поводу этого документа, подготовив на него отрицательный отзыв. Ваш комментарий?

— После завершения заседания Правительства по этому вопросу министр строительства говорил журналистам о каких-то новых методах. Но в самом законопроекте нет никаких новых методов ценообразования в строительстве.

Вообще о чем идет речь? О том, что будет некий государственный реестр сметных нормативов. Но он и так у нас есть — только сегодня называется федеральным, а будет переименован в государственный.

Согласно законопроекту, все государственные стройки на всех уровнях, включая госкорпорации, унитарные и другие предприятия, где есть доля государства, обязаны определять стоимость только по государственным сметным нормативам. Но в этом тоже нет никакой новизны: и сейчас все стройки определяются на основании государственных сметных нормативов.

Законопроект упоминает некий мониторинг цен, но он и так ведется.

То есть, честно говоря, я вообще не вижу в этом документе никакой новизны и революции: это какое-то масло масляное, все это уже определено самим положением о Минстрое, они и без того всем этим занимаются. Для чего нужен еще какой-то закон?

У нас есть соответствующий 35-й МДС, есть СНиПы, глоссарий и пр. Зачем всеми этими поправками превращать Градостроительный кодекс в какой-то неудобоваримый многотомный документ?

— В чем же здесь смысл?

— А я вам скажу. Это и есть та самая деятельность, о которой я говорил. Вот мы приняли закон, сейчас внесем постановление Правительства о мониторинге цен на строительные ресурсы. Хотя и по этому вопросу также есть методические указания по определению сметной стоимости материалов…

Напомню, что Минстрой уже два года говорит о ресурсном методе. Как представитель Союза инженеров-сметчиков скажу: чего два года-то об одном и том же говорить? Давайте введем ресурсный метод прямо сейчас. Немедленно!

Давайте просчитаем все стройки ресурсным методом, начнем определять стоимость только на основе данных мониторинга цен, который будет вести Минстрой России. И вот тогда посмотрим, что произойдет в нашей стране.

Когда профильное ведомство делает подобные заявления, нужно просчитывать последствия этих заявлений и меру своей ответственности. А министрам экономического развития, финансов, руководителю ФАС и других ведомств тоже стоило бы призадуматься о том, куда мы придем в результате.

Я напомню, что сегодня при формировании ФАИН и адресных инвестиционных программ в регионах в России используются системы, основанные на неких усредненных индексированных показателях цен. Сам Минстрой ежеквартально выпускает индексы пересчета сметной стоимости, региональные администрации также в основном индексируют сметную стоимость.

При разработке этих индексов они стараются провести показатель по так называемой нижней границе стоимости. Эти расчеты мало кто видел, но, поверьте, я знаю, о чем говорю. И эти индексы являются неким инструментом сдерживания аппетитов подрядных организаций.

А теперь представим, что будет при открытых государственных сметных нормативах, о которых говорит Минстрой. Кроме того, что в них будет содержаться всякая ерунда, о которой я уже неоднократно , начиная от пакли, гвоздей и шурупов, там будут цены, сформированные по данным поставщиков. Все открыто, все на виду. Здесь уже по нижней границе ничего не провести!

Это большая ответственность — заставлять строительные организации практически работать по этим декларированным ценам. Они же скажут: ребята, а почему вы, например, написали, что арматура стоит 23 тыс., когда она сейчас стоит 32 тыс. руб.?

— К слову, арматура, действительно, невероятно скакнула за последнее время: на 40% с начала года!..

— Я просто привел пример. Так вот, они спросят, откуда взялись эти цифры. А главное: кто будет нести ответственность за эти декларируемые цены?

Что касается нас, то мы-то, сметчики, только за. OK, давайте вводить ресурсный метод прямо сейчас. И тогда посмотрим, что будет.

— И что же будет?

— Я вас уверяю, что Правительство РФ, в первую очередь министры финансово-экономического блока, первыми скажут, что это приведет к раздуванию бюджета, обрушению лимита финансирования и пр. Вот чем это все обернется!

Думать надо о последствиях, прежде чем что-то декларировать. И когда регулятор такое заявляет, он должен понимать, что тем самым ведомство полностью берет на себя ответственность за траты государственных средств на капитальные вложения.

И здесь на подрядчика уже ничего не спишешь! Действительно, какие к нему претензии? Пожалуйста, вот градкодекс, вот государственные сметы и нормативы. И подрядчик должен строить по этим расценкам, которые фиксируют конкретную технологию работ. Вот цена на эти ресурсы, скажет подрядчик, поэтому деньги на стол, и весь разговор!

— Вы думаете, руководство Минстроя не просчитало все последствия своих предложений?

— Или не просчитало или, возможно, наоборот, просчитало — и поэтому говорит об этом уже два года, а реально на ресурсный метод не переходит. Тут есть над чем подумать.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Публикации по теме