Как ходят фигуры в шахматах: правила игры, названия и практические советы. Название фигур в шахматах Шахматная фигура которая ходит по диагонали

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.
Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и влево. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. (8-ю для белых и 1-ю для черных) и превращается в любую фигуру, за исключением короля. Такое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику.

Второе правило – взятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника, если та перешла .

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле, а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях. Выполнять взятие на проходе возможно только при очередном ходе, через ход это право теряется.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

В реальной жизни «сделать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.

Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.

Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий:

  • король и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;
  • на горизонтали между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры;
  • король не находится под ударом фигуры противника;
  • поле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, короткая – в сторону королевского.

Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя . Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Сокровенная мечта Артема - ходить. Исполнить это новогоднее желание мальчика с диагнозом ДЦП благотворительный фонд "Облака", к сожалению, не может. Но дать ему возможность заниматься любимым делом - вполне реально. Сейчас вся жизнь Артема заключена в шахматах.

Благотворительный фонд "Облака" объявляет сбор на приобретение электронной шахматной доски - чтобы под елочкой 15-летнего Артема, как и многих детей, тоже ждал новогодний сюрприз.

Сумма сбора 37 900 рублей. На сегодняшний день, благодаря отзывчивым и неравнодушным людям, за достаточно короткий срок удалось собрать 28 тысяч. Осталось всего 9 900 рублей .

Когда видишь впервые улыбку Артема, то в нее совершенно невозможно не влюбиться. Его добрые и лучистые глаза просто притягивают к себе. Посмотришь на мальчика и чувствуешь невероятное тепло, буквально физически ощущаешь чистоту его сердца. Артем - необычный подросток. Ему всего 15 лет, и он прикован к коляске. По мнению врачей, навсегда.

Иногда судьба определяет нам тот путь на этой земле, который мы не в силах изменить. Но как объяснить это будущему мужчине, который так хочет ходить, бегать, жить полноценной, насыщенной жизнью? Как обычный человек...

Артем заехал в "Облака" по дороге на лечебную гимнастику. Машину не удалось припарковать на той стороне улицы, где расположен офис фонда. Артем не может самостоятельно ходить, и выйти из машины через скользкую дорогу его невозможно было заставить. Передвигаться в таких условиях тяжело, даже в какой-то степени страшно. Так и случилось, что знакомство сотрудников благотворительного фонда с чудесным Артемом, завоевавшим за три года участия в различных шахматных турнирах уже 7 медалей, состоялось прямо в автомобиле.

На вопрос: "Какая твоя самая заветная мечта?" Артем ответил так уверенно, словно разбуди его среди ночи, он без колебаний скажет то же самое: "Только одна - ходить".

Артем верит, что если он продолжит заниматься в клубе "Патриот" силовыми упражнениями, то у него окрепнет спина, пальцы станут послушными, и он сможет не только более спокойно играть в шахматы, но и писать письма, сочинения и набирать тексты на клавиатуре.

Когда Артему исполнилось 9 лет, его бабушка Галина Михайловна подсела к нему на краешек постели и поставила доску с шахматами на колени. "Теперь мы будем с тобой играть в шахматы", - сказала она безапелляционным тоном, и Артем всего за несколько месяцев не только научился играть в шахматы, но и стал выигрывать у бабушки.

Артем совершенно ясно помнит этот день, когда его руки впервые пытались ухватиться за шахматную фигуру. Сколько усилий ему пришлось совершить, чтобы укротить спастику рук и умело передвигать фигуры по шахматной доске.

Пока Артем рассказывал фонду о своем увлечении и мечтах, его мама вспоминала момент рождения Артема и что случилось после. Артем появился на свет непросто. Роды прошли очень тяжело, и первые 6 часов Артем не мог самостоятельно дышать. В эти самые первые и важные шесть часов его жизни в нашем мире с ним случилось самое страшное - кровоизлияние в головной мозг, которое приковало его к постели и сделало заложником коляски.

Наташа и Вячеслав (родители Артема - прим.ред.) приняли решение не сдаваться. Они боролись за его жизнь и за его интеллект с самых первых дней. Возможностей на дорогостоящее лечение не было, но отец взял самые сложные строительные объекты по отделке и хватался за любую работу, чтобы оплатить лечение сына.

И сейчас Вячеслав пропадает сутками на работе, чтобы у Артема была возможность посещать дополнительные секции, кружки и клубы. День у Артема расписан по минутам, и это не дает возможность ему падать духом. Все эти занятия, встречи с людьми, учеба в школе и постоянные поездки на турниры словно помогают ему ощутить, что он такой же, как и все его сверстники.

У Артема есть практически все, о чем только может мечтать подросток с ДЦП в жизни: рядом любящие мама и папа, два маленьких братика и свой дом, который построен руками папы. Только иногда не хватает денег на простые вещи. Потому что отец старается дать все для Артема, чтобы его реабилитация не прерывалась ни на один день. Родители также верят и в то, что Артем сможет ходить. Когда-нибудь.

А пока с вашей поддержкой фонд "Облака" может осуществить потаенное желание Артема. Его он загадал после того, как впервые в шахматном клубе "Белая Ладья" увидел настоящие электронные шахматы. Раньше он только читал о них и видел по телевизору. А теперь у него был шанс их потрогать и в них поиграть.

Электронные шахматы - это не просто планшет с расстановкой фигур. Это электронная шахматная доска DGT с фигурами. С её помощью можно транслировать в интернет в режиме реального времени все сделанные на доске ходы, а также показания шахматных часов (поддерживает шахматные часы DGT 3000). К доске можно подключить дополнительные доски (до 12 штук). Все партии, которые разыграются на всех досках, можно транслировать в режиме онлайн. Партии автоматически сохраняются, а затем их можно экспортировать в PGN-формат. Есть возможность анализировать каждый сделанный ход. Именно такие доски используют на всех шахматных турнирах, включая чемпионат мира по шахматам. На точно такой же доске играли все выдающиеся шахматисты современности, такие как Карлсен, Карякин, Ананд, Крамник, Топалов, Аронян, Морозевич, Гельфанд, Свидлер, Иванчук.

Артему она просто жизненно необходима по той простой причине, что играть на этой доске можно из положения лежа. Когда Артем играет в обычные шахматы, то после 30 минут напряженного положения спины сидя у Артема сводит мышцы. Да и удерживать спину прямой мальчику очень тяжело. Когда мама Артема и его тетя при обращении в фонд сказали, что это не самое главное в жизни и они это понимают, и вряд ли "Облака" возьмутся за помощь им, сотрудники благотворительного фонда не смогли остаться в стороне.

Как тяжело сравнивать в одно и то же время в нашем мире две совершенно разные судьбы. Вот малыш, который здоров, и он может ходить, бегать и разговаривать, играть, хулиганить и рисовать. Но у него нет своего дома, нет отца и нет полноценного завтрака.

И вот подросток Артем, который не может ходить, бегать и у которого среди друзей нет здоровых подростков, а только такие же, как и он, особенные дети. Он нашел смысл в жизни - шахматы, и стал настоящим чемпионом в своей категории. У него есть счастливая семья, пусть она простая, обычная, но они всегда рядом с ним. И он мечтает о шахматах.

Сравнивать мучительно больно и тяжело. Ведь пожелания этих двух совершенно разных детей для фонда равноценны.

И фонд принял решение помочь Артему и стать его друзьями. Ведь у него впереди будут настоящие турниры. И коллектив "Облаков" очень хочет принять участие и развить его талант. Помочь мальчику стать настоящим чемпионом.

Волшебство Нового года уникально, а значит, уже сегодня, приложив максимум усилий и объединившись, неравнодушные люди смогут собрать необходимый остаток средств для покупки настоящих электронных шахмат для Артема.

Электронная шахматная доска DGT с фигурами стоит 37 900 рублей, и ее нужно заказывать из Москвы. Транспортные расходы фонд "Облака" берет на себя и приглашает каждого, кто верит в новогодние чудеса и верит в отважного Артема, совершить пожертвование и помочь осуществить желание удивительного подростка города Барнаула.

Реквизиты для перевода с сообщением: "Артему чемпиону!"

  • пожертвование через сайт: www.fondoblaka.com/pozhertvovat
  • через Сбербанк-онлайн №4276020427762163, зарегистрирована на Джамилю Алибулатовну С. (директор фонда);
  • по номеру телефона, привязанного к вашей карте Сбербанка: +79609612442, Семененко Д.А.;
  • отправить смс на короткий номер 3434 с кодовым словом Облака 300 (сумма после пробела может быть от 50 рублей).
  • В каждом из способов пожертвования важно указать имя семьи, которой вы решили помогать. Здесь сообщение: "Артему чемпиону!".

    Многих новичков беспокоят различные вопросы о том, Как ходят фигуры - это основа всех перемещений и ходов. Именно с этого и начинается обучение. Стоит остановиться на них подробнее.

    Всего существует 6 пешка, ладья (или тура), слон (его еще называют офицером), конь, ферзь (иначе королева) и король. Все они ходят по-разному. Также имеются свои тонкости в передвижениях в зависимости от игровой ситуации. Итак, поговорим о каждом в отдельности.

    Пешка

    Как ходят из второго ряда? Пешки самые многочисленные (их 8 штук), но и самые слабые персонажи. Идти они могут только вперед и только на одну клетку. Вернуться назад им уже нельзя. Бьют данные фигуры несколько иначе - смещаясь по диагонали. Единственный случай, когда пешка может прыгнуть на 2 клетки вперед - это в самом начале боя, совершая свой первый ход.

    С другой стороны, пешка, достигнувшая противоположного края доски, может превратиться в любую другую фигуру. Чаще всего шахматисты останавливают выбор на ферзе из-за его универсальности, но, если потребует игровая ситуация, «рядовой» может стать и офицером, и ладьей, и конем.

    Тура

    Перейдем к первому ряду. Как ходят фигуры в шахматах, спрятанные за пешками? Тура ходит по прямой, как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, которое она может перешагнуть, неограниченно. Остановиться она также способна в любой точке. Движение назад не запрещено. Но ладья не может перепрыгивать через другие фигуры. Бьет она по ходу: идет по прямой, уничтожает соперника и занимает его место. Все это не отклоняясь от своей линии движения.

    Есть особенный ход - рокировка. В нем могут принимать участие только не делавшие хода король и тура. Если один из них или оба уже двигались по полю, то рокировка не может состояться. Суть данного перемещения в том, что король сдвигается на 2 клетки к туре, а та переставляется за короля. Это единственный случай, когда в пределах одного хода задействованы сразу 2 фигуры.

    Конь

    Продолжим изучать шахматы. Как ходят фигуры, о которых слышали даже далекие от игры люди? Перемещение коня похоже на букву «Г». Он перепрыгивает через 2 клетки и встает на третью, перпендикулярно предыдущему движению. Шаг может быть сделан как вертикально, так и горизонтально. Повернуть конь также способен в любую сторону. Поэтому у данной фигуры, стоящей в центре поля, есть 8 вариантов передвижений. В результате хода конь всегда оказывается на поле противоположного цвета.

    Еще одно преимущество коня - он может перепрыгивать через другие фигуры, в том числе и вражеские, не съедая их. Без последствий для себя он атакует ферзя, ладью или слона, т. к. они ходят совсем иначе и не смогут настигнуть хитреца. Чтобы бить, конь должен занять место атакуемой фигуры. В противном случае он просто через нее перепрыгнет.

    Офицер

    Как ходят фигуры в шахматах, если это слоны? По диагоналям. У каждого игрока есть «белый» и «черный» слон. Такое название дается из-за начального цвета поля, на котором стоит фигура. Изменить его невозможно. Офицер не может перепрыгивать через другие фигуры. В остальном его перемещения не ограничены: в любом диагональном направлении на какое угодно количество клеток. Чтобы съесть вражескую фигуру, стоящую на пути офицера, нужно поставить его на ее место.

    Ферзь

    Самая маневренная и мощная фигура. Ходит так же, как слон и ладья, вместе взятые. То есть по вертикали, горизонтали и диагонали на любое количество клеток и во всех направлениях. У него есть только одно ограничение: нельзя перепрыгивать через фигуры. В случае опасности ферзь может скрыться в любом направлении. При необходимости - атаковать с какой угодно точки доски. Ферзь - самое сильное оружие в руках шахматиста.

    Король

    Самая важная и требующая постоянной защиты фигура. Ей и завершим изучение вопроса о том, как ходят фигуры в шахматах. У короля практически нет возможности скрыться, т. к. он может переместиться только на 1 клетку. Конечно, ходить он может в любом направлении: по диагонали, вертикали или горизонтали. Но и контролировать его тоже довольно легко при условии значительного удаления. Король ест вражеские фигуры так же, как и ходит, - перемещаясь на 1 клетку. Вот все, что можно сказать про то, как ходят фигуры в шахматах.

    Именно с королем связано окончание игры. Ему ставят мат. Это означает, что самая главная фигура находится под ударом, и скрыться ей негде: кругом противники. Своих фигур, за которыми можно спрятаться, тоже нет поблизости. Если создается такое положение, партия заканчивается. А тот, кому поставили мат, считается проигравшим.

    Шах - это такое положение, когда король под ударом, но он может уйти или заслониться. Также не исключено, что угрожающую фигуру можно съесть. Короля нельзя оставлять под ударом. Как ходят шахматные фигуры в этом случае? Все действия игрока должны быть направлены на защиту короля.

    Пат - очень интересная ситуация в игре. В этом случае сам король не под ударом, ему не объявлен шах, но и ходить ему некуда: все остальные клетки контролируются вражескими фигурами. Свита при этом тоже не может прийти на помощь. Пат засчитывают за ничью, партия заканчивается.

    Вот и все, что касается основного элемента при игре в шахматы. Как ходят фигуры, известно, можно приступать к партии.

    Если вы решили научиться играть в шахматы, первых делом стоит разобраться с названием шахматных фигур. Это значительно ускорит и упростит процесс дальнейшего обучения. Игра в шахматы является одной из древнейших, ей уже много веков. Ее развитие было непрерывным: вначале люди играли зернышками, затем - шариками из глины, и только к Средним векам на доске появились те фигуры, которые знакомы нам.

    Сегодня во время игры в шахматы каждый игрок использует шесть видов фигур. Они различаются по цвету: у одного белые фигуры, а у второго - черные. При этом «армия» и одного, и другого игрока состоит из 16 фигурок. Их мы рассмотрим подробнее чуть дальше. У каждой фигурки есть свое место на доске и определенная траектория движения, способ или способы перемещения во время игры. Итак, давайте разбираться с названием фигур в шахматах по картинкам и фото.

    1. (King) - это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество - возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

    2. (Queen) - это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева - тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

    3. (Rook) - эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

    4. (Bishop) - тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха - так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

    5. (Knight) - обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность - необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

    6. (Pawn) - это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто - по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, - а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку - и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Публикации по теме