Как научиться грамотно анализировать литературные произведения (не искать скрытый смысл, а делать правильный комплексный анализ)? О том, как делать анализ стихотворения

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

В небольшое дополнение к другим грамотным ответам:

Глубокий анализ текста, на мой взгляд, всегда должен производиться не с позиции читателя, и даже не с позиции персонажей книги, а с позиции автора произведения. Таким образом, анализируется не почему персонаж Х сделал Y, а почему автор именно в этом месте этого произведения сделал такой сюжетный ход, почему автор использовал такое слово в этом предложении, какую авторскую задачу воплощает в себе этот персонаж, и так далее. По сути, нужно пытаться буквально заглянуть в голову автору и попытаться понять, о чем он думал в процессе написания каждой страницы.

Впрочем, без прямого подтверждения ваших додумок от автора, сделать это крайне сложно, и таким образом как раз рождается огромное количество безумных теорий о том, что "синие занавески на самом деле символизируют одиночество автора".

Инструкция

Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом ?». Стихотворные произведения могут быть , патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.

Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.

Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.

Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.

Жизнь заставляет нас ежедневно принимать решения. И каждое наше решение, так или иначе оказывает влияние на наше будущее. От некоторых решений зависит наша судьба на годы и даже десятилетия. Для принятия любого важного решения нужен тщательный анализ происходящего, это необходимо как в бизнесе, так и в бытовой жизни. Качественный анализ дело весьма непростое. И несмотря на то что его необходимо уметь делать абсолютно каждому человеку, данной функции менеджмента не учат в школе. Сегодня мы расскажем об одном из самых распространенных способов анализа – методе SWOT.

Что такое SWOT анализ

SWOT анализ – это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы;

Сильные и слабые стороны – это ваша внутренняя среда, то что вы уже имеете на текущий момент времени. Возможности и угрозы – это факторы внешней среды, они могут произойти, а могут и нет, это зависит в том числе и от ваших действий и решений.

Впервые аббревиатура SWOT прозвучала в Гарварде в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). В 1965 году SWOT анализ был предложен для разработки стратегии поведения фирмы.

SWOT анализ помогает составить структурированное описание конкретной ситуации, на основании этого описания можно сделать выводы. Это позволяет принимать правильные и взвешенные решения. SWOT анализ занимает весомую роль в , ему стоит овладеть всем кто занимается управлением персоналом и маркетингом.

Правила проведения SWOT анализа

Перед тем как приступить к составлению SWOT анализа необходимо усвоить ряд правил.

  1. Нужно выбрать максимально конкретную область исследования . Если вы выбрали слишком широкую область, то выводы будут не конкретными и слабо применимыми.
  2. Четкое разделение элементов SWOT . Не нужно путать сильные стороны и возможности. Сильные и слабые стороны – это внутренние особенности организации, ей подвластные. Возможности и угрозы связаны с внешней средой и напрямую неподвластны влиянию организации, организация может лишь менять свой подход и подстраиваться под них.
  3. Избегайте субъективности . Наивно будет опираться на ваше мнение если с ним не согласен рынок. Возможно вы считаете ваш продукт уникальным, но об этом стоит прежде всего спросить потребителей. Без них ваше личное мнение не имеет никакого значения.
  4. Старайтесь использовать мнение как можно большего количества людей . Чем больше выборка, тем точнее исследование. Помните про ?
  5. Максимально конкретные и точные формулировки . Я часто спрашиваю у подчиненных – «что нужно делать чтобы больше зарабатывать?» Почти всегда мне отвечают, что нужно больше работать. Это не конкретная формулировка, не ясно какие конкретные действия в какое время должен совершать человек.

Используя эти не сложные правила можно перейти к составлению SWOT матрицы.

SWOT матрица

SWOT анализ принято использовать, начертив таблицу, её часто называют SWOT матрицей. Такая методика использования не зависит от глобальности решаемой задачи. Не имеет значение решаете ли вы вопрос с кем провести выходные или в какой бизнес вложить свои миллионы, суть и внешний вид SWOT анализа останется не изменой. Выгляди SWOT матрица примерно вот так:

Первая строчка и первый столбец указаны просто для удобства понимания, их рисовать не обязательно если вы хорошо понимаете метод SWOT анализа.

Как использовать SWOT анализ

Итак, перед вами стоит некая задача и нужно понять, как её решить. Прежде всего нужно нарисовать SWOT матрицу. Можно это сделать, поделив лист бумаги на четыре части. В каждую часть нужно написать, как можно больше имеющейся информации. Желательно сначала писать более значимые факторы, потом переходить к менее значимым.

Анализируем сильные и слабые стороны

Как не удивительно, но именно с описанием сильных сторон возникает больше всего проблем у людей, взявшихся за SWOT анализ впервые. В целом вы можете попросить помощи в оценке своих сотрудников, друзей и знакомых, но лучше научиться анализировать самостоятельно. Сильные и слабые стороны оцениваются по одним и тем же параметрам.

В бизнесе сильные стороны оцениваются прежде всего по следующим параметрам:

  • Менеджмент и человеческие ресурсы в целом. Прежде всего компетентность и опыт персонала;
  • Наличие чёткой системы. Бизнес процессы и понимание сотрудников что делать;
  • Финансы и доступ к деньгам;
  • Чётко . Это очень важный фактор успеха, отсутствие отдела продаж - это серьёзная преграда и поглотитель остальных ресурсов;
  • Продуманность маркетинговой политики;
  • Наличие издержек на производство.

При проведении SWOT анализа своей личности можно опираться на следующие критерии:

  • Образование и знания;
  • Опыт и ваши умения;
  • Связи в обществе, полезные знакомства и прочие возможности использовать административный ресурс;
  • Узнаваемость и авторитет;
  • Наличие материальных ресурсов;

При анализе сильных сторон стоит ориентироваться на то что вы любите делать и что у вас получается хорошо. Как правило то что мы не любим у нас получается хуже.

Анализ возможностей и угроз

Возможности и угрозы создают изменения среды и те изменения которые можете предпринять лично вы. Стоит отметить что для анализа внешней ситуации на рынке, а тем более для прогнозирования бедующего рынка нужно обладать серьёзной квалификацией. Предугадать что произойдёт очень трудно и стоит опираться прежде всего на текущие факты и тенденции. При этом, делая долгосрочное планирование нужно учитывать, в том числе и самый пессимистичный сценарий развития ситуации.

Возможности и угрозы в бизнесе прежде всего оцениваются по следующим параметрам:

  1. Тенденции рынка. Увеличение или снижение спроса.
  2. Экономическое положение в стране. В годы роста экономики бизнес при прочих равных будет расти соразмерно с ростом экономики, и наоборот.
  3. Конкуренция, отсутствие конкурентов сегодня не гарантирует их отсутствие завтра. Приход на рынок крупного игрока, может перевернуть отрасль с ног на голову.
  4. Изменения инфраструктуры. Крупные изменения в инфраструктуре могут сулить как прибыль, так и убытки.
  5. Законодательство и политические тенденции. Наверное, году так 2003 никто не предполагал, что уже через 5 лет все казино закроются.
  6. Технологические перевороты. Прогресс неизбежно уничтожает целый отрасли, создавая при этом новые.

В любой сфере бизнеса есть свои эксперты и профессионалы, для составления качественной SWOT матрице, можно обратиться к ним за советом и экспертным мнением.

Методика SWOT анализа

Итак, у нас есть заполненная SWOT матрица которая содержит: сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. На основании этой матрице вам нужно по которому вы будете работать. Для этого выполняем следующие действия:

  1. Нужно от ранжировать все факторы по степени влияния;
  2. Все надуманные и не важные факторы нужно исключить;
  3. Разбираем насколько ваши сильные стороны могут помочь избежать угроз, и достичь возможностей;
  4. Смотрим какое влияние ваши слабости могут оказать на возможности и угрозы;
  5. Как сильные стороны могут помочь исправить слабые стороны;
  6. Как мы можем снизить угрозы;

На основе проделанной работы вы составляете основные вектора развития. SWOT анализ этот прежде всего инструмент описательной оценки ситуации. В нём не анализируются большие массивы аналитики и не делается сравнение показателей за прошедшие годы. На основе SWOT количественно не измеряются параметры. И именно поэтому метод SWOT всегда будет достаточно субъективным инструментом анализа.

Применение SWOT анализа

Простота SWOT анализа делает этот инструмент очень универсальным, как мы писали выше его можно использовать как жизни, так и в бизнесе. SWOT анализ применяется как отдельно, так и совокупи с другими инструментами анализа и планирования. Наиболее широкое применение SWOT анализ получил в и менеджменте прежде всего для стратегического планирования деятельности организации.

SWOT самоанализ

Отдельно хочется рассказать про применение метода SWOT анализ для определения приоритетов в личном развитии. Вы можете использовать данный инструмент для определения целей как на работе, например, каким направлением деятельности вам стоит заниматься, так в личных отношениях.

Я настоятельно рекомендую руководителям среднего и высшего звена просить своих подчиненных делать личный SWOT анализ не реже чем раз в год. Так же это отличный инструмент для определения управленческих способностей при приёме на работу нового сотрудника. Впервые я эту идею прочитал в книге Игоря Манна Номер 1. Манн рекомендует давать делать SWOT всем, кто пришёл на собеседование.

Как сделать анализ работы

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.

Цель

Целью работы является желаемый конечный результат

Задачи

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата

Направления деятельности

Направления деятельности это пути решения поставленных задач

Формы и методы

Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)

Анализ работы

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению

Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).

Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:

Содействие учебно-воспитательному процессу . Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:
    Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения
Патриотическое воспитание . Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:
    Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины
Здоровый образ жизни .

Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.

После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.

Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.

В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)

Работа с родителями

В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)

Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями

В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)

Повышение квалификации

В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.

В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.

Данная статья даст примерный план анализа стихотворения (восприятие, тема, жанр, композиция, средства художественной выразительности и т.д.). Вы научитесь делать сравнительный анализ стихотворений одного автора либо нескольких. Итак, перед вами своеобразная памятка по разбору стихотворения − небольшого по объему художественного произведения, написанного в поэтической форме и организованного по законам стихосложения.

План анализа стихотворения

  • Восприятие стихотворения (опишите впечатление, которое произвело на вас стихотворение, какие в вашем воображении возникли картины, каким настроением проникнуто данное произведение, меняется ли настроение в какой-то момент и почему, если это так).
  • Тема стихотворения, которая зачастую тождественна его названию: "Весенняя гроза", "Незнакомка". К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа. Более локальная тема (микротема, поэтический сюжет): прошлое, разлука, странствие, свидание и т. д. Следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, религиозная, патриотическая. Бывает так, что в рамках одного стихотворения видны черты разных типов (произведение Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" относится и к пейзажной лирике, и к философской).
  • Жанр (лирическое стихотворение, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Определения жанров вы найдете в "Словаре литературоведческих терминов". Обычно жанр связан с литературным направлением (в школе изучаются классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, символизм, футуризм, акмеизм). Традиционные для определенного направления формы (жанры): классицистическая ода, романтическая элегия, сентименталистская элегия и т. д.
  • Композиция - построение стихотворения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
  • Средства художественной выразительности. Тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д. Фигуры - синтаксические построения, обороты речи, которые используются для усиления выразительности: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
  • Звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Аллитерация - это повторение однородных либо одинаковых согласных в стихотворении, что придает ему особую звуковую выразительность. Ассонанс - повторение гласных звуков с той же целью.
  • Ритм, размер, рифма. Размеры стихотворения: двусложные и трехсложные. Двусложные размеры: хорей (плавный), ямб (энергичный, сильный). Трехсложные размеры: дактиль (однообразный мерный ритм), анапест (очень гибкий, способный передавать различные настроения), амфибрахий (близок к интонациям разговорной речи).
  • Лексика. При разборе необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
  • Оценка. Опишите, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания. Расскажите, как на вас повлияло данное стихотворение.

Вот так делается краткий анализ стихотворения.

Сравнительный анализ стихотворений

Знать, как сделать сравнительный анализ стихотворений, также важно для школьников и студентов, изучающих русскую литературу.

  • время создания стихотворений, жизнь поэта (поэтов) в этот период, если это важно в вашем конкретном случае;
  • жанр;
  • темы произведений;
  • сравнение образов лирических героев;
  • сравнение эмоционального настроя стихотворений (с помощью каких средств создается определенное настроение: тропы, звукопись и т.д.);
  • композиция произведений;
  • основная мысль стихотворений;
  • размер, рифма.

Теперь вы знаете, как сделать анализ стихотворения. Приведенные примеры планов не являются твердо установленными, но в них присутствуют наиболее важные пункты для анализа стихотворных текстов.

Публикации по теме