Сочинение на тему: Единство человека и природы в поэме Мцыри, Лермонтов. Описание природы в поэме «Мцыри Природа и человек в произведении мцыри

Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного отчерка в произведении.

Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.

Автор данного произведения делает все возможное, чтобы отобразить в данной картине то, как природа и человек непрерывно взаимосвязаны, ведь по сути они просто не могут жить по раздельности, да и существовать то вообщем тоже.

Если говорить другими словами, то по сути для человека природа - это и есть романтическое отражение его души, а природные стихии - это прямое отражение его поступков и так далее.

"Мцыри" безусловно, можно отнести к типичному романтическому произведению писателей прошедшего времени, ведь каждый из них старался внести что-то своё неповторимое и уникальное в свои произведения, наполнить их романтикой, которая отражала бы душу самого писателя, и его взгляд на эту тематику.

Так же великий русский писатель Лермонтов, которому вообщем-то и принадлежит это произведение постарался отобразить эту невидимую грань между романтической природой и вовсе не романтическими поступками и проделками людей, которым суждено было стать героями данного произведения.

Каждый читатель сможет найти в данном произведении что-то для себя, что-то очень личное и важное.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова

Произведено было написано в 1839 году и считается одним из лучших примеров романтических поэм в России. Здесь входят все важные образцы романтизма, как уникальный персонаж в интересных условиях, диссонанс, случившийся из-за того, что столкнулись два мира – идеальный и реальный, и нельзя исключать, сам пейзаж. Ведь он здесь очень значим, так как помогает понять Мцыри, о чем он думает, чего желает получить в своей жизни. Но так же помогает показать, насколько герой решителен в своих поступках.

Все события происходят на Кавказе, не далеко от горного хребта. Монастырь, в котором живет юноша, расположен возле двух речек. Нужно отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов описывает реально действующий монастырь, он действует, и по сей день. Этот пейзаж сильно затронул самого поэта. Ведь изначально, он не знал, куда разместить, главного персонажа. Михаил Юрьевич Лермонтов создал две маленькие поэмы, но лишь побыв на Кавказе, сумел начать работать над данной работой. Ведь само слово Кавказ уже олицетворяет свободу свободомыслие, так как туда отправляли всех, кто нарушал законы (подобным образом оказался и сам поэт).

Пейзаж можно рассмотреть в этом произведении с двух сторон: как видит поэт и как видит сам герой. Обе точки зрения иногда соединяются, и от Мцыри мы можем услышать очень яркие, впечатляющие характеристики окружающего мира. И в такой момент, думается, что сам автор молвит за своего персонажа, что это он сам делится своими переживаниями и бедами, желаем стать свободным.

Изначально, пейзаж описывается как удрученный и угнетенный – жизнь в монастыре. Рассказывая об этом, идет противовес со следующим представлением ожившей окружающей среды, сжато и кратко, поэт тут же идет описывать ситуацию свободы и подневолье. Следует так же указать, что нигде не идет точного описания, как плохо было герою в заточенье.

Об этом мы можем додуматься сами, по яркому рассказу о том, что увидел за эти три дня своей свободы Мцыри. Теплое солнышко, небольшой слабый ветерок, цветущая природа и воркующие птицы, - именно этого, запертых в четырех стенах, был лишен молодой человек. Подобным образом мы видим проблему свободы и заточенья, проблему в судьбе молодого человека. И благодаря обретенной свободе, к нему приходят воспоминания о своей семье. Туманное воспоминание, которое забрал монастырь, но через какое-то время все восстанавливается и у него зарождается вера оказаться в родном краю.

Несколько интересных сочинений

    На странице собраны сочинения про разные виды спорта. Их можно использовать для написания своего сочинения для школы

  • Сочинение Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми (Р. Роллан) Итоговое

    Никто не выбирает своих родителей. Вот почему есть противоречия между поколениями. Именно поэтому люди часто не понимают, спорят, не устраивают друг друга. Родители и дети часто смотрят на других - родственники, соседи, знакомые и приводят примеры.

  • Любовь в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

    В начале рассказа И.А. Бунин рисует любовную идиллию: пара молодых людей приятно проводит время вместе, наслаждается друг другом, посещает театры, рестораны и курсы. Они молоды и красивы, и часто ловят на себе восхищенные взгляды

  • «Экология стала самым громким словом на земле…» Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю.

  • Герои повести Барышня-крестьянка Пушкина

    В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма - то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа - это своеобразный способ видения и изображения мира.

"Мцыри" - типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных - это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж - фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши - от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова - это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы - природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы - встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение - лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

Один из наиболее ярких и важных образов - образ горного потока:

…Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскры

Природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Природа в «Мцыри» очень символична: через пейзажные образы передается не только настроение героя, но и авторское понимание взаимоотношений человека и природы.

В поэме большое место занимают упоминания о ветре и птицах. Это иносказательное изображение (аллегория) свободы. Главному герою, послушнику монастыря («мцыри» с грузинского переводится как «послушник», то есть это не имя героя), кажется, что он разделяет мысли природы. Он был бы рад обняться с бурею, готов дружить с грозой, не боится ловить рукой молнию:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это - родной ему мир природы, его естественная среда, она ему роднее, чем мир людей. Герою кажется внятным шум горного потока, разговор скал и камней. Он считает, что природа полна гармонии, что все голоса природы хвалят Бога, но человеку нет места в этом мире, он не присоединяет свой голос к восхвалению творца:

В отношении самого Мцыри природа ведет себя двояко: сначала он чувствует родство с ней, сам думает о Боге, глядя на прекрасную природу, но незаметно для героя природа из друга превращается во врага. С наступлением сумерек герой сбивается с пути:

Бежал я долго - где, куда?

Не знаю! ни одна звезда Не озаряла трудный путь.

Но Мцыри гордый, и, даже потерявшись, чувствует, что чужд миру людей. Символичным воплощением сил природы, ставших вдруг враждебными, становится барс. Описание сражения Мцыри с диким зверем - своеобразная аллегория борьбы натуры Мцыри и его судьбы. Детство, проведенное в монастыре, не заслонило свойства крови героя, который создан был для сражений (по происхождению Мцыри - горец). После победы над барсом герой чувствует к нему уважение:

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Однозначно ответить на вопрос, отчего же умирает Мцыри, нельзя. Герой собирает остатки сил и продолжает путь, но через некоторое время он понимает, что пришел туда, откуда ушел. Силы начинают покидать его, и даже звук колокола будто причиняет физическую боль. Сознание того, что он ходит по кругу, лишает Мцыри сил, он сравнивает себя с цветком, который рос в тюрьме и первые лучи солнца его убили:

Со всех сторон Дышала сладость бытия.

Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок.

Герой поэмы умирает слишком рано, не достигнув цели. В дисгармонический композиции подчеркивается трагическое начало, а в сюжете в равной степени переплетается героическое и трагическое. Мцыри - alter ego (альтернативная личность, другое «я») автора, поэтому Лермонтов пишет образ героя с большой любовью. Автор восхищается силой Мцыри, его вольнолюбием, мужеством, готовностью к борьбе, цельностью, могуществом его натуры. В конце поэмы Мцыри находит мир в своей душе и даже называет старого монаха «отцом» (в начале произведения он пренебрежительно зовет монаха «стариком»). Герой обретает спокойствие после того, как ему пообещали похоронить его в тихом саду, откуда виден Кавказ:

Там положить вели меня.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Для Лермонтова судьба - злая сила, которая стремится управлять человеком и которой человек подчиняется, но против своей воли. Орудием судьбы в поэме выступает даже природа, для общения с которой у героя нет никаких навыков. Напоследок она дает о себе знать «песней рыбки», которая грезится изможденному юноше в бреду и соблазняет его вечным покоем, говоря:

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье

И холод и покой.

Вся поэма написана четырехстопным ямбом, кроме «песни рыбки», выполненной чередованием трех- и четырехстопных ямбов с перекрестной рифмовкой. Белинский писал, что лермонтовский стих «… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». И действительно, Лермонтов будто «рубит» стих мужскими окончаниями, нагнетает двойные и тройные рифмы, создавая впечатление удара в конце каждого стиха.

Романтическое произведение М. Лермонтова - поэма «Мцыри» - как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны. Это вполне соответствует взглядам автора на соотношение двух миров - мира природы и мира человека. Но взгляд М. Лермонтова на соотношение человека и природы отличается от традиционного, он более противоречив и глубок.

Два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, - человек и природа. Это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, глумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…

Эти слова дышат миром и покоем. И бурные реки обнимаются, «будто две сестры». В монастырь привозят мальчика, который

…был, казалось, лет шести;

Как серна тор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

Серна - символ свободы, вольной жизни. Сравнение с серной предполагает, что дитя природы не приживется в монастыре, хотя Мцыри постепенно привыкает к «плену». Предопределенную жизнь юноши меняет воля судьбы.

Мцыри тоскует по родине. Свобода манит его;

Как вдруг однажды он исчез

Осенней ночью. Темный лес

Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем.

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Что опять ждет Мцыри?

В то короткое время, которое Мцыри провел вдали «от келий душных и молитв», он увидел «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Вот душой он стремился туда, «где люди вольны, как орлы». Взошло солнце и он увидел то, к чему стремился: «…пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…» Для Мцыри деревья - это «братья в пляске круговой», горные хребты - в «объятьях каменных». Мцыри воспринимает природу одухотворенно, видя в ней гармонию, единение, которые не дано ему было познать в человеческом обществе;

Кругом меня цвел божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж листов…

После мрака монастыря Мцыри отдыхает, наслаждаясь красотой природы, он умеет ее понимать и в этом находит радость бытия.

Мцыри стремился к своему дому, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Отчаянию не было предела. Мцыри оказался теперь во власти уже враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста…

После смертельной схватки с барсом Мцыри, несмотря на раны, продолжал свой путь. Как страшно стало Мцыри, когда утром он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не протянул руку помощи человеку, испорченному «цивилизацией». Не сбылась мечта Мцыри о родимой стране:

Блаженство вольности познав,

Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой,

Надежд обманутый укор

И вашей жалости позор!..

Таков его удел. Он завершает свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но нет сожалений ни о чем в душе Мцыри. Ведь несколько дней он жил свободной жизнью. Он не выдерживает испытаний, потому что на нем «тюрьма оставила печать». Мцыри умирает. Его последняя просьба - перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

Восторг перед природой, ее чарующей и прекрасной стихией обнаруживает в себе Мцыри. Три вольных дня прошли недаром, они раскрыли внутренний мир героя.

То, что заложено в человеке, не сможет уничтожить ничто, как ничто и никогда не сможет остановить стремление человека познавать мир и себя. В этом убеждает нас жизнь Мцыри.

>Сочинения по произведению Мцыри

Единство человека и природы

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение, в котором одним из главных направлений является описание кавказского пейзажа и красоты окружающей природы. С одной стороны, автор изображает природу свободной и неукротимой, а с другой - яркой, экзотической, романтичной. Человек и природа изображены как два мира, живущих в гармонии и в то же время противоборствующих.

Главный герой произведения юный послушник монастыря по имени Мцыри . Он родился среди гордых и высоких гор Кавказа. Однако большую часть жизни он провел в стенах глухого монастыря в Мцхете, куда был сдан русским генералом на попечение. Поначалу природа спокойна и добра, о чем свидетельствуют следующие строки:

Немного лет тому назад­

Там, где сливаяся, шумят,­

Обнявшись, будто две сестры,­

Струи Арагвы и Куры,­

Был монастырь...

Даже бурные реки в поэме Лермонтова изображены миролюбиво. Но в ходе развития сюжета мы видим и волнения в виде грозы, и страх, который может нагнать ночной лес. Привыкший к вольной жизни Мцыри, так и не адаптируется к монастырю. Однажды он все же сбегает в край родной. По пути, однако, он встречает множество препятствий.

Даже природа предупреждает его о приближающейся опасности. Но юношу теперь уже не остановить. Ему радостно было оттого, что он, наконец, мог провести ночь под сенью деревьев, мог испить воды из горного родника, послушать пение красивой грузинки. И даже дикие звери его не пугали. Душа его переполнена чувством нежности и любви к окружающей природе, а сердце поет при виде родных пейзажей.

К сожалению, Мцыри так и не суждено было попасть в отчий дом, обнять родных и друзей, но провести три заветных дня на лоне природы ему удалось. Не случайно автор решил описать в поэме кавказский пейзаж. Он помогает лучше раскрыть образ героя. Этот короткий миг свободы, длиной в три дня, показывает, что юноша подобен погибающему цветку, который жил, не видя солнечного цвета.

С самого начала понятно, что ему суждено погибнуть. Потому что выросшее в стенах темницы растение не может комфортно поселиться в саду. Он ощущает себя чужим среди мирского общества. Даже свобода не радует, но он не отчаивается и идет только вперед. После смертельной схватки с барсом юноша оказывается раненным. Старого монаха, выхаживающего его в монастыре, он просит похоронить его в саду меж двух акаций.

Публикации по теме