Нансен Ф. Нансен фритьоф Известные путешественники и исследователи фритьоф нансен

Отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В , после окончания университета Христиании , Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген . В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе . В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

  1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.
  2. Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
  3. Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.
  4. Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
  5. Самуэль Йоханнесен Балту - саами каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
  6. Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр .

Экспедиция отправилась в путь 5 мая . Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40° C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма .

Экспедиция на «Фраме » 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса .

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга . Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов , а предметы с нее были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам »), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам , где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в и гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с по гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма Кедбери.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

  1. Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.
  2. Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.
  3. Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.
  4. Хенрик Греве Блессинг , кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.
  5. Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.
  6. Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.
  7. Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.
  8. Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия - Петерссон ), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители - норвежцы, живущие в Швеции.
  9. Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.
  10. Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.
  11. Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.
  12. Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.
  13. Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября , достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена . 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа . Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона , на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии . Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В - был назначен послом Норвегии в Великобритании . В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США , в - верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России . В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В был удостоен Нобелевской премии мира , а в Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве , основанное в .

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену . С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин », однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года , играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена ».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать ». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901-1973) - известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, окупированных нацисткой Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Источники

  • Профессора В. Ю. Визе «ФРИТЬОФ НАНСЕН» (к книге Ф. Нансена «„Фрам“ в полярном море»)]
  • Х. Сайдс, Дрейф между жизнью и смертью: Naional Geographic Россия, Январь 2009, с. 142-153.
  • Броггер, В. Г., Рольфсен Н. Фритьофъ Нансенъ. Пер. с дат. СПб: Изд. Девриена. 1896 г. 365 с.
  • А. Таланов. Нансен. Серия: ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1960. 304 с.
  • Лив Нансен-Хейер. Книга об отце. М. Гидрометеоиздат 1973. 390 с.

Русские издания книг Нансена

  • Фритиоф Нансен. Во мраке ночи и во льдахъ. Путешествие норвежской экспедиции на корабле Фрамъ къ Северному полюсу. 31 рисунокъ на отдельныхъ листахъ и в тексте. Карта путешествия в цвете. СПб: Вольфа, 1897. 337 с.
  • Нансен Ф. В стране льда и ночи т.1-2 СПб. Тип. Бр. Пантелеевых, 1897. 320, 344 с.
  • Нансен Фритьоф (составила Анненская А.) На лыжах через Гренландию. Библиотека Всходов СПб.: Ред. журнала для детей Всходы 1897. 198 с
  • Нансен Фритиоф. Во мраке ночи и во льдах. Путешествие Норвежской экспедиции на корабле Фрам к Северному полюсу. 2 тт. Полный перевод, под редакцией Н. Березина. СПб. Издательство О. Н. Поповой. 1901 г.
  • Нансен Фритьоф. В страну будущего. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море. С портретом автора, 155 рисунками и 3-мя картами. Авторизованный перевод с норвежского А. и П. Ганзен. Петроградъ Издание К. И. Ксидо. 1915 г. 454 с (Совр. изд. 2004)
  • Фритиоф Нансен. Россия и мир. Перевод с фр. С. Бронского. С предисловием Н. Мещерякова. М.-Пг. Государственное изд-во. 1923 г. 147 с.
  • Нансен Ф. Собрание сочинений. В 5 тт. М.: Географгиз, 1939-1940.
  • Нансен Ф. Фрам в полярном море. В 2-х томах. М.: Географгиз, 1956. 368, 352 с.
  • Нансен Ф. «Фрам» в Полярном море. Пер. с норв. Лопухиной З. И., вступ.ст. Глушкова В. В. Серия: Библиотека путешествий. М.: Дрофа 2007 г. 992 с.

Полный список | (1901-1925) | (1926-1950) | (1951-1975) | (1976-2000) | (2001-2025)


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Нансен Фритьоф" в других словарях:

    Нансен, Фритьоф - Фритьоф Нансен. НАНСЕН (Nansen) Фритьоф (1861 – 1930), норвежский биолог, океанолог, исследователь Арктики, общественный деятель. В 1888 первым пересек Гренландию на лыжах. В 1893 – 96 руководитель экспедиции на “Фраме”; во время дрейфа выявил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нансен, Фритьоф - НАНСЕН Фритьоф (1861 1930) норвежский океанолог, зоолог, мореплаватель, путешественник, общественный и политический деятель, исследователь Арктики, профессор (1897), иностранный почётный член Петербургской АН (1898). В 1880 1882 гг. учился на… … Морской биографический словарь

Фритьоф Нансен

Первое значительное продвижение к Северному полюсу было совершено на «Фраме» величайшим исследователем Арктики Фритьофом Нансеном (1861-1930). Хотя и до Нансена было немало сделано смелых попыток открыть Северо-восточный и Северо-западный пути к Берингову проливу и немало кораблей плавало у берегов арктических архипелагов, все же никто не решался углубиться в полярные льды или пройти по ним далеко к северу.

Когда Нансен приступил к своему великому делу, ему было всего тридцать два года, но он уже в течение девяти лет вынашивал план экспедиции на Северный полюс.

Фритьоф Нансен вырос в Осло (в то время Христиания), учился в университете, изучал зоологию и совершенствовался на знаменитой океанографической станции в Неаполе. Он был высоким, сильным человеком, с открытым лицом, страстным спортсменом. Свою арктическую карьеру он начал, еще будучи студентом. В 1882 году он отправился в Гренландию на зверобойном судне «Викинг». Затем в 1888 году он в сопровождении Отто Свердрупа, впоследствии капитана «Фрама» и заместителя Нансена в его большой экспедиции, впервые пересек по льдам Гренландию.

Пожалуй, самым ценным результатом гренландского похода было то, что он выявил замечательное самообладание, выносливость и талант Нансена как руководителя и как ученого. Время зимовки в гренландском селении Годтхоба Нансен использовал для изучения местного эскимосского населения. Свои наблюдения он изложил в книге «Жизнь эскимосов».

Вскоре по возвращении в Европу Нансен начал готовиться к экспедиции на Северный полюс. Его план исследования полюса был совершенно необычен, и ему пришлось выдержать немалую борьбу за него. Вкратце план состоял в том, чтобы построить корабль, провести его Северо-восточным проходом вдоль берегов Сибири дальше мыса Челюскин, дать кораблю вмерзнуть в ледяное поле и предоставить дрейфовать вместе со льдами к Северному полюсу. Не надеясь, что корабль пройдет через самый полюс, Нансен предполагал покинуть его, когда он будет в самой северной точке, и дойти до полюса пешком. Не рассчитывая на обратном пути найти свой корабль, он думал вернуться по льду на Шпицберген и там сесть на какое-либо другое судно.

Большинству полярных исследователей того времени этот план показался невероятной бессмыслицей. Когда он был впервые предложен, его объявили «прекрасно разработанным планом самоубийства». Все считали, что в полярном плавании судно должно держаться близ берега Никто не верил, что можно построить корабль, который в состоянии выдержать колоссальное давление арктических льдов. Кроме того, океанографы сомневались в существовании полярного течения, в которое так верил Нансен. Но, несмотря на все насмешки, он после тщательного изучения вопроса смело защищал свой план и даже поехал в Англию, чтобы сделать о нем доклад в Королевском географическом обществе и встретиться лицом к лицу со своими критиками.

Свой план Нансен основывал на внимательных наблюдениях и тщательных выводах. Кроме того, он сумел извлечь уроки из неудач других исследователей и в частности из трагедии Де-Лонга, описанной нами выше.

Дальнейшее подтверждение своим расчетам будущий великий исследователь Северного полюса нашел в изучении плавника, из которого гренландские эскимосы строят свои каноэ. Тщательное исследование этого плавника показало, что он приплывает из Сибири.

Льдины, откалывавшиеся от ледяного поля, нередко приносили к берегам Гренландии примерзшие куски грязи. Изучение этой грязи, песка и находившихся в них микроскопических животных показало, что они были вынесены к морю великими сибирскими реками. Были также и другие веские данные, подтверждавшие предположения Нансена о ветрах и течениях. Терпеливо и внимательно распутывая клубок научных предположений, Нансен создал свою теорию полярного течения и свой план арктической экспедиции.

Несмотря на то, что иностранные ученые зло критиковали план Нансена, норвежцы верили в него. Но для приведения плана в исполнение нужны были деньги. Наконец-то три четверти средств, необходимых для экспедиции, выделил норвежский парламент, немного помог король Оскар, некоторую сумму прислал из Швеции барон Диксон, а недостающие средства были собраны по подписке. Кроме того, значительную сумму прислало Английское Королевское географическое общество. Нансен занялся постройкой и снаряжением корабля, и в этом ему оказал большую помощь талантливый конструктор-строитель Колин Архер. Надо было подобрать подходящих людей и оборудование. От спутников Нансена требовались не только физическая сила и выносливость, но и технические знания.

Нансен тщательно подготовил оборудование экспедиции и заранее составил расписание научных работ. В результате в течение всего путешествия велись разнообразные научные исследования, и даже во время дрейфа не прекращались промеры глубин Ледовитого океана. Впоследствии эти труды послужили доказательством того, что район Северного полюса является глубоким морем и что существование там материка или больших островов маловероятно.

Экспедиция выехала в июне 1893 года. «Фрам» был хорошо приспособлен для плавания во льдах. Но на открытой воде его сильно качало, так что первая часть пути причинила команде много неудобств. Кроме того, так как корабль был очень нагружен, его постоянно заливало волнами. Погода и ледовые условия оказались хуже, чем при плавании Норденшельда на «Веге». И все же, несмотря на все это, Нансен обогнул мыс Челюскин, продвинулся на восток от него и 22 сентября 1893 года у 78°50 северной широты и 133°37 восточной долготы завел «Фрам» во льды и дал ему вмерзнуть. «Фрам» прекрасно выдерживал давление льдов. Когда оно усиливалось, корабль вытеснялся кверху; когда оно ослабевало, он садился своим плоским килем на воду. Со страшным грохотом и треском, похожим на артиллерийскую канонаду, льдины стискивали корпус судна. Внутри корабля стоял невыносимый шум. Сдавливание продолжалось по нескольку недель подряд. Судно поднималось и вновь опускалось. Такая качка чувствовалась особенно сильно в периоды высоких приливов. Иногда «Фрам» менял свое положение несколько раз в сутки. Люди постепенно привыкли к шуму, и будничная жизнь пошла своим чередом. Наконец страшные льды сомкнулись под кораблем, и он спокойно лег на ледяную постель. Нансен доказал правильность первой части своего плана.

Сначала «Фрам» двигался вперед, на север, но немного западнее, чем предсказывал Нансен. Затем начались недели шторма, и корабль относило все дальше и дальше назад, на восток. Определения широты и промеры глубин показывали, что «Фрам» приближается к Азиатскому материку. Из дневника Нансена видно, что, хотя он и продолжал верить в правильность своей основной теории, все же в такие дни у него нередко бывали моменты сомнения и разочарования. Наконец, «Фрам» медленно взял курс на северо-запад. Торопиться было некуда: путешественники рассчитали свои запасы на несколько лет. Нансен доказал правильность и второй части своего плана.

Дрейф продолжался полтора года. Нансен был уверен в том, что судно в безопасности и что оно постепенно продвигается вперед. Но вместе с тем было ясно, что оно не пройдет через полюс. 14 марта 1895 года корабль находился у 84° северной широты и 10°55 восточной долготы. Нансен попрощался с «Фрамом» и командой и вдвоем с моряком Иоганесом двинулся на штурм полюса. Это было первое путешествие по безбрежному ледяному морю, медленно дрейфовавшему по водам Северного Ледовитого океана Покинутое командиром судно также продолжало дрейфовать.

Нансен не надеялся найти обратный путь к «Фраму». Он не рассчитывал до возвращения в Норвегию вновь увидеть свой корабль и не верил, что между ним и полюсом лежит какая-либо земля. Он рассчитывал, что возвращаясь назад с полюса, попадет на Шпицберген. У Нансена и Иоганеса были двое нарт с тщательно подобранными собачьими упряжками. На каждых нартах лежал эскимосский каяк, в каяках находились продукты и снаряжение. Путь по льду был очень тяжелым. К 8 апреля они достигли 86° 14 северной широты. Это была самая северная точка, когда-либо до того времени достигнутая человеком. Но, наконец, настал момент, когда они, не достигнув полюса, решили повернуть назад и взять курс на землю Франца-Иосифа. Их припасы быстро таяли. Пищу приходилось добывать охотой на тюленей и белых медведей.

Был период, когда ни одно животное не попадалось на пути, и путешественники брели голодные. Достигнув открытой воды, они связали каяки вместе и пересели в них, а нарты пустили плыть за бортом. Продвигались они вперед с помощью весел и парусов.

Однажды на исследователей напало стадо моржей, и они едва не погибли. В другой раз при переправе через разводья к Иогансену подкрался белый медведь и сшиб его с ног.

Нансен вовремя успел выхватить ружье и, убив зверя, спас своего товарища. Был еще один опасный момент, когда веревки, связывавшие лодки, порвались и каяки стало ветром относить в разные стороны. Нансен прыгнул в ледяную воду, поймал конец и притянул лодки друг к другу.

После разных злоключений оба исследователя достигли группы неизвестных им мелких островов. На самом большом из них они провели всю зиму в хижине, наполовину вырытой в земле, наполовину сложенной из камня. Питались они медвежьим мясом.

Весной путешественники, миновав ряд островов, прошли на юг и встретились с Фредериком Джексоном, участником другой полярной экспедиции. Нансена и его спутника едва можно было узнать: они обросли бородами, одежда износилась и покрылась слоем грязи и жира, лица обветрились и закоптились от сальных коптилок.

Джексон привез письма от норвежского правительства и от жены Нансена. За два года это была первая весточка с родины. О судьбе «Фрама» Джексон ничего не знал.

На судне Джексона путешественники в августе прибыли в Вардэ, порт в северной Норвегии. Можно себе представить радость Нансена и Иогансена, когда они через несколько дней узнали, что «Фрам» находится в другом норвежском порту. Оба путешественника пересели на свой корабль, и экспедиция в полном составе вернулась домой.

Оказалось, что после ухода Нансена «Фрам» продолжал дрейфовать на северо-запад и достиг 85°57 северной широты. Дальше пак повернул на юго-запад, как это и было предсказано Нансеном. К северу от Шпицбергена Свердрупу благополучно удалось освободить корабль из ледового плена.

Нансен был не только великим путешественником, он был и крупным ученым, внесшим много ценного в изучение океанографии вообще и Ледовитого океана в частности. В то же время он проявлял большой интерес к зоологии и антропологии.

Нансен соединял в себе черты великого исследователя и путешественника, ученого и общественного деятеля. Занявшись к концу жизни общественной деятельностью, он внес в нее то же мужество, туже честность, ту же страстность, которые сделали его великим путешественником.

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Кристиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии. Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 - отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885-1886 гг. работал в университете Пармы и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани. Докторскую степень получил за несколько месяцев до отправления в Гренландию.

Гренландская экспедиция 1888 г.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу - переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Это вызвало бурную полемику в прессе: все предыдущие экспедиции начинались с обжитого западного берега. Кроме того, Нансен лишал себя путей к отступлению. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил спонсор из Дании. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.

В состав экспедиции вошли:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции.

Отто Нейман Свердруп - опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.

Олаф Дитрихсон - опытный лыжник.

Кристиан Кристиансен Трана - северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).

Самуэль Йоханнесен Балту - саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».

Оле Нильсен Равно - саами по национальности, оленевод и каюр.

Лучшие дня

Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Первоначально поход намечался от фьорда Ангмасалик, но фактически экспедиция стартовала южнее из Умивик-фьорда. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди. Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).

В 1890 и 1891 гг. вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 г. сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.

Экспедиция на «Фраме» 1893-1896 гг.

Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к ещё более смелой и грандиозной экспедиции - в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с неё были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 г.), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 гг. субсидии на строительство судна в 250 тыс. крон, с обязательным условием - экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 гг. была частью Швеции). Прочие расходы в 200 тыс. крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: О. Диксон поставил электрооборудование, а барон Э. Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма Кедбери. Производимые ими продукты были включены в рацион питания.

Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более 600 человек, в конечном итоге команда включала 13 человек:

Фритьоф Нансен - начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.

Отто Нейман Свердруп - командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 г.

Сигурд Скотт-Хансен - помощник командира, старший лейтенант ВМФ Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.

Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины - врач, ветеринар и ботаник экспедиции.

Теодор Клаудиус Якобсен - штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.

Антон Амундсен - старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.

Адольф Юэлл - провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 г. служил штурманом норвежского флота.

Ларс Петерссен - второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 г. исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия - Петерссон), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители - норвежцы, живущие в Швеции.

Фредерик Яльмар Йохансен - кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.

Педер Леонар Хендриксен - матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Бернар Нурдал - кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского ВМФ.

Ивар Отто Иргенс Мугстадт - матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.

Бернт Бентсен - матрос. С 1890 г. служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 г.

До Новой Земли экспедицию сопровождал секретарь Нансена - Оле Кристоферсен.

«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось - им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 - 19 мая 1896 гг.). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась - судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893-1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-96 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893-1896 гг.») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени - «Фрам» в Полярном море" (1940, 1956, переизд. 2007, 2009).

Дальнейшая деятельность

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906-1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920-1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 г. плавал на пароходе «Коррект» к устью Лены, и совершил поездку по Транссибирской железной дороге. Планировал он и экспедицию в Антарктику на «Фраме», но в 1905 г. из-за болезни жены отказался от этой идеи, передав судно Амундсену. С 1928 г. участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

Личная жизнь

Нансен был с 1890 г. женат на Еве Сарс (1868-1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 г., ей посвящён эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 г. у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.

В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Евалив). После 1898 г. у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901-1973) - известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, оккупированных нацисткой Германией.

Ева Нансен скончалась в 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 г. на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.

Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen) (1861, Стуре-Фрёен, ок. Христиании, Норвегия – 1930, Люсакер, ок. Осло, Норвегия) - полярный исследователь, океанограф, политический и общественный деятель; почетный член Петербургской АН (1898); лауреат Нобелевской премии мира (1922)

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 г. неподалеку от Христиании (с 1924 г. – Осло, столица Норвегии) в усадьбе Стуре-Фрёен, принадлежащей его отцу - преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов - датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Одним из потомков семьи Нансенов был Ханс Нансен - мэр Копенгагена и исследователь Белого моря. Мать, Аделаида Нансен, была аристократического происхождения. По материнской линии предком Ф. Нансена был граф Ведель Ярлсберг, главнокомандующий норвежской армией во времена, когда король Кристиан V являлся верховным правителем, как Норвегии, так и Дании.

Окончив начальную школу, Нансен поступил в реальное училище. Оно находилось в трех километрах от усадьбы. В школе Фритьоф особенно полюбил естественные науки, проявляя также способности по математике. Когда Нансен в 1880 г. окончил реальное училище, он долго колебался, какую ему избрать специальность. Чрезвычайно привлекали его физика и математика, но в конце концов он остановил свой выбор на зоологии и в результате поступил в Королевский университет Фредерика (Университет Осло - старейший и крупнейший университет Норвегии; Основан в 1811 г. как Королевский университет Фредерика, назван в честь короля Дании и Норвегии Фредерика VI. Получил нынешнее название в 1939 году) на отделение зоологии.

Будучи на втором курсе университета, Нансен получил от профессора Коллетта предложение - в качестве биологической практики, принять участие в плавании зверобойного судна в Ледовитый океан. Во время этого рейса Нансен должен был собирать материал по морскому зверю, а также производить наблюдения над состоянием льдов и погодой. Это предложение пришлось молодому студенту как нельзя более по душе, и 11 марта 1882 г. Нансен покинул Норвегию на зверобойном судне «Викинг», направлявшемся в Гренландское море. Именно это путешествие (которое продолжалось четыре с половиной месяца, причем целый месяц ушел на дрейф около восточных берегов Гренландии) и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности.

По возвращении из плавания Нансен получил от директора Бергенского музея Даниельсена предложение занять при музее должность консерватора. Для Нансена это было, конечно, весьма лестное предложение, свидетельствовавшее о высокой оценке его способностей. Молодому студенту шел тогда двадцать второй год, он только что приступил к изучению своей специальности - зоологии, и никаких научных работ у него еще не было. В Бергене Нансен принялся за науку с необычайным рвением, просиживая над микроскопом дни и ночи, но кабинетная работа не могла заполнить жизнь молодого ученого - просторы арктических морей, продолжали манить его.

Одновременно с научными занятиями в музее Нансен посвящал также много времени литературе и искусству. Любимыми его писателями были Ибсен и Бьёрнстерне-Бьёрнсон. Из композиторов ему особенно нравились Шуман и Шуберт. Нансен чувствовал также большое влечение к рисованию и живописи. В Бергене он учился у художника Ширца, который считал Нансена настолько талантливым, что настойчиво уговаривал его бросить науку и посвятить себя живописи.

В 1885 г. была издана первая научная работа Нансена, явившаяся результатом его занятий в Бергенском музее - «Материалы к анатомии и гистологии мизостом». Эта работа была удостоена большой золотой медали. На денежную премию, которую он получил за работу, он решил поехать в Италию, чтобы ближе изучить открытый незадолго перед этим итальянским профессором Гольджи (Golgi) способ окрашивания нервных волокон, а также поработать на знаменитой биологической станции в Неаполе.

В Италии Нансен провел весну и часть лета 1886 года. Близкое знакомство с основателем и директором Неаполитанской биологической станции выдающимся ученым А. Дорном (Dohrn), а также с другими учеными позволило Нансену расширить свой кругозор.

Вернувшись в Берген, Нансен продолжал свои занятия в музее. В 1886 г. вышла его вторая большая научная работа «Структура и связь гистологических элементов центральной нервной системы». Молодой биолог уже имел некоторую известность в ученых кругах и дважды получал приглашения из Америки занять место в научном учреждении. Нансен, однако, отказался от этих приглашений.

Работая в Бергенском музее, Нансен не забывал своей мысли, запавшей ему в голову еще во время плавания на «Викинге» - посетить Гренландию. Пересечь на лыжах эту страну, покрытую мощным ледяным покровом, - таков был новый план Нансена. Нансен отправился в Стокгольм, чтобы посоветоваться с Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом (1832-1902, шведский полярный исследователь, профессор Стокгольмского университета; совершил пять экспедиций на Шпицберген - 1858, 1861, 1864, 1868 1872/73 и две в Гренландию - 1870, 1883), являвшимся тогда величайшим авторитетом в полярных исследованиях и, кроме того, знавшим материковый лед Гренландии по собственной экспедиции. После свидания с Норденшельдом Нансен возбудил через Академию наук ходатайство перед правительством об отпуске ему необходимых на экспедицию 5000 крон.

Зимой 1888 г. Нансен деятельно готовился к своей экспедиции. Одновременно с подготовкой, Нансен усиленно работал над своим исследованием о центральной нервной системе, которое готовил в качестве докторской диссертации. 28 апреля 1888 года, за 4 дня до отправления, прошла защита докторской диссертации Нансена «Нервные элементы, их структура и взаимосвязь в центральной нервной системе асцидий и миксин». Весь план Гренландской экспедиции, в особенности же снаряжение, был продуман Нансеном до мельчайших деталей. Существенную помощь в подготовке экспедиции оказал Нансену большой знаток Гренландии датский исследователь доктор Генрих Иоган Ринк (1819-1893, датский путешественник, в 1845-1847 гг. совершил кругосветное плавание; после этого заинтересовался Гренландией и отдал много сил и энергии ее изучению). В Гренландской экспедиции, описанной Нансеном в книге «На лыжах через Гренландию» участвовало, кроме него самого, пять человек, в том числе прославившийся впоследствии капитан Отто Свердруп (1855-1930, норвежский полярный путешественник, спутник Нансена в его экспедиции в Гренландию (1888-1889) и капитан "Фрама" во время экспедиции в Центральную Арктику в 1893-1896 гг.) и двое саами (финно-угорский народ, живущий на севере Европы).

2 мая 1888 г. члены экспедиции и всё снаряжение рейсовым пароходом отплыли в Шотландию, а 9 мая отбыли в Исландию на датском пароходе «Тюра». 20 мая, посетив по пути Фарерские острова, экспедиция высадились в Иса-фьорде, где должны были дожидаться промыслового судна «Язон», с его капитаном Нансен договорился о высадке на побережье. 3 июня пришёл «Язон», а уже 5 июня экспедиция была у кромки пакового льда, но Только 29 июня лёд сильно разредился и удалось благополучно высадиться на берег. Отсюда 16 августа и началось пересечение Гренландии. 24 сентября путники достигли западного края материкового льда, а в начале октября они были в селении Готхоб, на западном берегу Гренландии. Последнего парохода в Европу они уже не застали и были поэтому вынуждены остаться в Готхобе на зимовку. Только в конце мая 1889 г. полярные путешественники вернулись в Норвегию.

Научные результаты Гренландской экспедиции относились главным образом к области физической географии. Наблюдения были обработаны знаменитым норвежским метеорологом Генриком Моном (1835-1916, норвежский метеоролог, почетный член Петербургской Академии наук с 1907 г.; организатор сети метеостанций в Норвегии и автор ряда трудов об ее климате; обработал и издал. наблюдения полярных экспедиций А. Норденшельда на «Веге», Ф. Нансена на «Фраме» и др.) в сотрудничестве с Нансеном (Wissenschaftliche Ergebnisse von Dr. Nansen"s Durchquerung von Gronland 1888. Erganzungsheft № 105 zu Petermanns Mitteilungen, 1892). Свое вынужденное пребывание в Готхобе Нансен использовал для изучения эскимосов и их быта. Этим наблюдениям Нансен посвятил особую книгу, вышедшую в 1891 г. - «Жизнь эскимосов» (на русском языке в сокращенном переводе О. Поповой выдержала ряд изданий).

За Гренландскую экспедицию Нансен удостоился двух высоких наград. Шведское общество антропологии и географии вручило ему медаль "Веги" (1889), а Королевское географическое общество в Лондоне - медаль Виктории (1891).

Приблизительно через полгода по возвращении из Гренландии, осенью 1889 года, Нансен женился на Еве Сарс, дочери знаменитого зоолога Михаэля Сарса (1808-1868, норвежский гидробиолог). Ева Нансен была выдающейся певицей, пользовавшейся большим успехом. От Евы у Нансена было пять детей: трое мальчиков и две девочки. После свадьбы Нансен отправился со своей женой в путешествие по Европе, во время которого читал лекции о своей Гренландской экспедиции в Швеции, Германии, Голландии, Англии и Франции.

По возвращении из Гренландии Нансен занимал скромную должность хранителя зоологического кабинета при университете в Христиании. В это время он весь ушел в разработку плана и подготовку задуманной им большой экспедиции в центральную часть Полярного бассейна. В начале 1890 г., когда план экспедиции на дрейфующем судне окончательно созрел, Нансен доложил его Норвежскому географическому обществу.

Для осуществления плана Нансена требовалось совершенно особенное судно, т.к. обыкновенному кораблю грозила неминуемая опасность быть раздавленным льдом. 25 октября 1892 г. судно под названием «Фрам» (с норв. – вперед) было спущено на воду. В июле 1893 г. экспедиция покинула Норвегию, а 22 сентября, к северу от Новосибирских островов, в северной широте 78°50" и восточной долготе 133°30" судно пришвартовалось к большой льдине. Отсюда начался небывалый трансарктический дрейф. Наиболее северная точка, достигнутая «Фрамом» во время его дрейфа (15 ноября 1895 г.), лежала на широте 85°56"N (при долготе 66°31"Е). Севернее этой точки после «Фрама» побывало только одно судно – «Седов» в 1938 году. Когда Нансен убедился в том, что судно через полюс или вблизи него не пронесет, ему пришла мысль попытаться достичь полюса по пловучим льдам с помощью собачьих упряжек. В марте 1895 г. Нансен в сопровождении Фредерика Ялмара Йохансена (норв. Fredrik Hjalmar Johansen; 1867- 1913, норвежский полярный исследователь) покинул корабль. Через три месяца Нансену и Иохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной из камней хижине. Летом 1896 г. Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Фредерика Джорджа Джексона (англ. Frederick George Jackson; 1860-1938, английский полярный исследователь и географ), на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа 1896 г. в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Возвращение Нансена и «Фрама» вылилось в Норвегии в настоящий национальный праздник.

В научном отношении экспедиция на «Фраме» дала исключительные результаты, впервые раскрыв природу центральной части Арктики. Популярное описание экспедиции на «Фраме» дано Нансеном в его классической книге «Фрам в полярном море».

В 1898 г. Нансен первый раз приезжает в Россию. В Петербургской академии наук Нансен прочитал доклад о своем путешествии и научных открытиях. Маститые русские ученые встретили гостя и его блестящий доклад, аплодируя стоя. Его единогласно избирают (18 апреля 1898 г.) почетным членом Академии наук и награждают Большой золотой медалью Географического общества. Такой чести удостаивались иностранные деятели науки, имевшие всемирное признание за свои научные труды.

Вернувшись из Арктики, Нансен был назначен профессором зоологии в университете в Христианин, причем был освобожден от чтения лекций до окончания обработки научных материалов, собранных во время плавания "Фрама". Эта обработка, прерывавшаяся поездками Нансена в Европу и Америку для чтения лекций об экспедиции, потребовала много времени. Все издание научных результатов экспедиции, в виде шести объемистых томов, было закончено только в 1906 году. Среди этих томов особое внимание обращает на себя третий, написанный самим Нансеном и посвященный океанографии Полярного бассейна (1902). В то время когда Нансен работал над этим капитальным трудом, он совершенно отошел от биологии. Уже с 1900 г. он читал в университете лекции не по зоологии, а по океанографии, в 1908 г. он был официально назначен профессором океанографии.

По мысли Нансена и при самом деятельном его участии был учрежден Международный совет по изучению морей, объединявший четырнадцать стран, а в 1902г. в Христианин была основана Центральная океанографическая лаборатория, возглавлявшаяся самим Нансеном. Задачей этой лаборатории была выработка новых методов исследования моря и новых приборов. Физическая океанография стала точной наукой, и творцом ее был Фритьоф Нансен.

Выработанная Международным советом и в значительной мере самим Нансеном новая методика океанографических исследований была впервые применена в Норвежском море. На построенном в Норвегии научно-исследовательском корабле "Michael Sars" в 1900 году вышла в море первая современная океанографическая экспедиция. Во главе ее стоял норвежский гидробиолог профессор Иорт, а гидрологическими работами экспедиции ведал Нансен. Отчет о первом плавании "Michael Sars" был написан самим Нансеном и опубликован в 1901 году ("Some Oceanographical Results of the Expedition with the "M. Sars"). С этого времени "Michael Sars" ежегодно посещал воды северной Атлантики и своими работами внес ценнейший вклад в познание океана.

Нансен вел свои работы в области физической океанографии в тесном сотрудничестве с другим известным норвежским океанографом – профессором Бьорном Хелланд-Хансеном (известный норвежский океанограф, один из теоретиков в области изучения динамики моря). Это сотрудничество, продолжавшееся тридцать лет, оказалось чрезвычайно плодотворным, и в значительной мере благодаря ему период с 1900 до 1910 года получил название "золотого века" океанографии. Первым трудом, написанным Нансеном совместно с Хелланд-Хансеном, явилась классическая монография Норвежского моря ("The Norwegian Sea", 1909). Из-под пера этих же авторов позже вышел в свет ряд не менее выдающихся исследований ("Temperaturschwankungen des Nordatlantischen Ozeans und in der Atmosphare", 1917; "The Eastern North Atlantic", 1924, и др.). Нансен произвел также обработку гидрологических наблюдений некоторых других экспедиций, как то: экспедиции Амундсена в Гренландское и Баренцово моря в 1901 году, экспедиции Исаксена в шпицбергенские воды в 1910 году и антарктической экспедиции на "Фраме" в 1910-1911 годах.

Помимо научных работ, Нансен в те годы отдавал значительную часть своего времени политической и общественной деятельности. Политическая деятельность Нансена началась в 1905 году. В этом году была расторгнута шведско-норвежская уния, и Норвегия стала самостоятельной, получив свое собственное дипломатическое представительство за границей. Первым норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по 1908 год.

В 1907 г., когда Нансен был послом в Лондоне, скончалась его жена - Ева Нансен. Вторично он женился в 1919 году на Сигрун Мунте.

Летом 1912 г. Нансен со своим сыном Коре на собственной небольшой яхте "Veslemоy" предпринял новое плавание, на это раз, к Шпицбергену. Нансену удалось выполнить в водах Шпицбергена океанографические наблюдения большой ценности. Результаты этих исследований Нансен опубликовал в работе "Spitsbergens waters" ("Videnskabs-selskabets Skrifter", 1915), общему же описанию плавания на "Veslemоy" он посвятил отдельную книгу "Шпицберген", богато иллюстрированную самим автором. Следует отметить, что, помимо гидрологии, Нансен в этой книге очень обстоятельно разбирает вопросы геоморфологии Шпицбергена - как ученый он был удивительно разносторонним.

После возвращения из шпицбергенской экспедиции Нансен получил приглашение от Сибирского Акционерного Общества пароходства, промышленности и торговли, основанного по инициативе норвежца по происхождению (но принявшего русское подданство) Йонаса (Иона Ивановича) Лида, стремившегося к развитию торговых отношений Европы (и в частности - Норвегии) с Сибирью, совершить плавание на грузовом пароходе из Норвегии в устье Енисея, подняться по этой реке и проехать дальше по железной дороге до Владивостока. Нансен охотно принял это предложение, так как всегда интересовался Северным морским путем. Плавание состоялось в 1913 году на пароходе «Correct» («Коррект»). На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об оказании помощи экспедиции Г.Я. Седова. Путевые впечатления во время поездки по Сибири описаны Нансеном в книге "Через Сибирь" ("В страну будущего"). В этой книге Нансен останавливается на мероприятиях, которые, по его мнению, должны обеспечить регулярность и безопасность грузовых рейсов через Карское море к устью Енисея.

Первая Мировая Война вынудила Нансена прекратить свои исследования более чем на 4 года. Норвегия сохраняла нейтралитет, но встретила серьезные препятствия, когда в 1917 США вступили в войну, и наложили ограничения на экспорт продовольствия. Сразу после этого норвежцы посылают в Вашингтон комиссию во главе с Фритьофом Нансеном. Больше года Нансен боролся за то, чтобы Норвегия получала продовольствие, оставаясь нейтральной. Наконец, прорвавшись через бюрократические джунгли, он сумел подписать соглашение об обязательных поставках товаров для своей страны.

Война вызвала в Нансене глубокое отвращение к бесмысленному убийству людей, ломке их судеб. Поэтому, когда в 1920 г. была учреждена Лига наций, Норвегия в качестве своего представителя делегировала в нее Нансена. В 1920–1922гг. Нансен занимал должность верховного комиссара Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. В печати зарубежных стран Максим Горький писал о надвигавшемся бедствии и призывал лучшие слои человечества к оказанию помощи. Одним из первых, кто откликнулся на голос Максима Горького, был Нансен. Он выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. О своих поездках в СССР Нансен написал книгу "Russland og ferden" ("Россия и мир"), изданную в 1923 году.

Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи. В сентябре 1922 г. Нансен принял предложение Лиги наций взять в свои руки организацию помощи греческим беженцам и немедленно выехал на Балканы.

В декабре 1922 г. Нансену была присуждена Нобелевская премия мира. Большую часть полученной суммы, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 г. Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев (бежавших из Турции в результате геноцида армян), для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Благодаря его усилиям удалось устроить в Советской Армении и Сирии несколько тысяч армянских беженцев. Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga" ("Через Кавказ на Волгу"). Заботу об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал для научной и литературной работы. Нансен убеждается в необходимости изучить центральную часть Полярного бассейна, еще вовсе не затронутую исследованиями. В 1924 г. было образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества был избран Нансен, который и определил основную задачу общества - стационарное изучение центральной части Арктики при помощи зимовок, устраиваемых на дрейфующих льдах. Нансен сам набросал проект дома-палатки для такой зимовки. В качестве транспортного средства для устройства станции на льду был намечен мощный дирижабль. Пробный полет дирижабля ("цеппелина") в Арктику должен был состояться в 1929 году, причем во главе экспедиции должен был стоять сам Нансен. Под председательством Нансена общество собиралось в 1926 году в Берлине и в 1928 году в Ленинграде. Оно издавало свой журнал "Arktis", под редакцией Нансена. Из-за отсутствия средств пробный полет цеппелина пришлось отложить. Нансен поехал в Канаду и Соединенные Штаты читать лекции с целью раздобыть средства на экспедицию. Несколько лекций он прочел на тему: "Арктический транспорт в 2000 году". Экспедиция на цеппелине состоялась только в 1931 году. Но Нансену не было суждено руководить ею - в мае 1930 года его не стало.

В последний год своей жизни Нансен страдал болезнью кровеносных сосудов. 13 мая 1930 г. Фритьоф Нансен скончался в своем имении «Пульхёгда» в Люсакере, близ Осло (Норвегия).По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф (символическая могила) находится в его усадьбе «Пульхёгда».

Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen, 1861 —1930) — норвежский полярный исследователь, учёный, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану.

В 1882 — отправился на одном из судов тюленепромышленной компании в плавание среди льдов. Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям.

В 1883, после окончания университета Кристиании, Фритьоф совершает путешествие в воды Гренландии на зверобойном судне «Викинг», год спустя был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген.

Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу — переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя.

Экспедиция отправилась в путь в 1888. Вместе с пятью товарищами пытался высадиться близ восточного побережья Гренландии. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, а 3 октября 1888 достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.

Шестеро путешественников вернулись в Норвегию и были чествуемы всей нацией.

Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора).

Покончив с анализом полученных результатов, Фритьоф приступил к подготовке к еще более смелой и грандиозной экспедиции — в область Северного полюса.

Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведет то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле "Жанетта" под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с нее были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.

Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно сильного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмерзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.

Экспедиция отправилась из Кристиании в июне 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на восемь. «Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.

Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. В марте 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05" и восточной долготе 101°35". Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.

Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке. Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.

Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой "Windward" он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и "Фрам", блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии . Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.

Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая «Первое пересечение Гренландии» (The First Crossing of Greenland, 1890) и «Крайний Север» (Farthest North, 1897).

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной политической деятельностью. В 1905 году была расторгнута шведско-норвежская уния. Норвегия получила свое собственное дипломатическое представительство за границей. Первым норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по 1908 год.

Империалистическая война и последовавшие за ней тяжелые годы оторвали Нансена от его научной работы. Почти все свои силы он отдает в это время служению своей стране и страждущему человечеству.

В 1917 году Соединенные Штаты Америки отказались от нейтралитета, они установили эмбарго для нейтральных стран. Во время войны Норвегия получала 99% необходимого ей импортного зерна из Северной Америки. Таким образом, вместе с отказом Соединенных Штатов экспортировать в Норвегию зерно над последней появился призрак голода.

Для урегулирования вопросов по внешней торговле в Норвегии была образована специальная комиссия, которая во главе с Нансеном выехала в 1917 году в Вашингтон. Переговоры в сложной политической обстановке того времени длились почти девять месяцев. Благодаря настойчивости Нансена вопрос в конце концов был разрешен в благоприятном для Норвегии смысле.

В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай. Голод был неизбежен. Нансен выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи голодающим на Волге. 30 сентября Лига наций вынесла свое окончательное решение - помощь голодающим на Волге должна быть делом частных лиц. Правительства не дадут кредитов, пока советская власть не признает царских долгов. Нансен вносит от себя крупную сумму. Уже в сентябре были отправлены первые поезда с продовольствием для голодающих. Благодаря неутомимой энергии Нансена было спасено множество жизней. Осенью 1922 года Комитет по оказанию помощи голодающим мог прекратить свою деятельность. Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи.

В сентябре 1922 года, находясь в Женеве на заседании Лиги наций, Нансен получил от своего константинопольского представителя телеграмму: "Положение анатолийских беженцев очень серьезное. Угрожает голод. Предлагаю организовать помощь. Телеграфируйте ваше согласие" . Нансен принял предложение Лиги наций взять в свои руки организацию помощи греческим беженцам.

В декабре 1922 года Нансену была присуждена нобелевская премия мира. Большую часть полученной суммы, составлявшей 122 000 крон, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в Турции достигли чудовищных размеров. Из 1 845 450 армян, живших в Турции, в 1915 и 1916 годах было уничтожено около одного миллиона, остальные частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване] советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. "Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным". Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga" ("Через Кавказ на Волгу"). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал для научной и литературной работы. В 1924 году было образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества был избран Нансен.

В 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Умер Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, переутомившись после лыжной прогулки..

В его честь названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев - «Медаль Нансена».

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Публикации по теме