Государство и право средневековой Японии. Феодальное государство в китае Центральный аппарат управления в период Нара

7. 1. Империя Цин

В XVII в: Китай подвергся завоеванию маньчжурских племен. Во главе страны утвердилась императорская династия Цин. Однако система управления практически не изменилась.

Во главе государства стоял император, обладавший неограниченными правами. Он был верховным законодателем и верховным жрецом, имея право карать и миловать своих подданных, осуществлял руководство внешней и внутренней политикой государства.

Высшими государственными учреждениями были Императорский совет и Военный совет. Императорский совет был создан в 1671 г. из числа маньчжурских и китайских сановников и ведал важнейшими гражданскими и военными делами. После создания в 1732 г. Военного совета решение важнейших вопросов переходит туда. Центральное управление осуществлялось ведомствами: налогов; чинов, церемоний, военного", уголовных наказаний, общественных работ. Существовал специальный инспекционный орган Палата цензоров. В административном отношении страна была разделена на провинции, которые делились на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы, которые подчинялись наместнику. Области, округа и уезды возглавлялись соответствующими начальниками.

В XVIII-XIX вв. западные державы начинают оказывать мощное давление на Китай с целью установления контроля над внутренними рынками и природными ресурсами. В 1839 г. Англия развернула военные действия против Китая, которые получили название "опиумные войны". В 1842 г. в Нанкине правительство Китая подписывает первый противоправный договор, предоставляющий широкие привилегии иностранцам. Вслед за Англией подобные договоры были подписаны с США и Францией.

7. 2. Революция тайпинов

В результате "опиумных войн" в Китае стали складываться революционные традиции и начались крестьянские восстания, которые возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества. В 1851 г. повстанцы захватили один из окружных центров и провозгласили создание государства "Тайпин таньго" ("Небесное государство всеобщего благоденствия"). В 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин и провозгласили его своей столицей. Вскоре они обнародовали программу пре-- образований, которая предусматривала распределение земли на унитарных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, уравнивание женщин и мужчин в правах, борьбу с коррупцией и т. д.

Однако войска маньчжурской династии, опираясь на поддержку интервентов, к 1864 г. смогли подавить восстание. Тем не менее, существенных изменений в государственной системе проведено не было. Некоторые изменения в государственном аппарате и развитие капиталистических отношений не изменили отсталого характера Китайского государства.

7.3 "Сто дней реформ"

Поражение Китая в 1895 г. в войне с Японией и последующий императорский раздел страны активизировали патриотическое движение во главе с публицистом и философом Кан Ювэем. В 1898 г. император Гуансюй, сочувствовавший реформаторам, издал 50 довольно радикальных указов на основе программы, подготовленной Кан Ювэем, и назначил некоторых членов его группы на государственные должности. Этот трехмесячный период вошел в историю как "сто дней реформ". Но реализованы в жизнь эти реформы не были. Вдовствующая императрица Цыси совершила государственный переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены; В 1899-1901 гг. в Китае вспыхивает восстание ихэтуаней (или "боксерское восстание"). Оно стало предлогом для вмешательства западных держав и России во внутренние дела Китая. Войска интервентов принудили Китайское правительство заключить крайне невыгодные соглашения, превратившие его в полуколонию.

Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам.

Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоевателя.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 – около 1434).

В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей.

Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, довольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них появляются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуан-чжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков.

Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи.

Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости.

Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Цензор
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Цензура →
Словник : Ходский - Цензура . Источник: т. XXXVIIa (1903): Ходский - Цензура, с. 947-948 ()


Цензор, цензура в Древнем Риме. Государственное хозяйство Рима в эпоху свободного строя всецело подходило под понятие οίκονομία πολιτική (Ps. Arist., Οίκον., II), т. е. было хозяйством города-государства и оставалось таким даже тогда, когда Рим давно уже был всеиталийским и мировым государством. Наиболее ярким показателем чисто городского характера римского государственного хозяйства является институт цензуры, главного хозяйственного органа Римской республики. Имя censor непосредственно связано с census; его носили магистраты, главною обязанностью которых было установление состава и имущественного обеспечения граждан (см. Ценз). С этой главной обязанностью цензоров искони, т. е. с самого их появления в римском государственном строе (443 или 435 г. до Р. Хр.), связана была обязанность совместно с сенатом регулировать государственное хозяйство Рима. Появление цензуры вызвано было тенденцией сократить власть и неограниченный произвол консулов, которые одни в финансовых делах были независимы от сената. Появление цензоров, которые располагали только деньгами, ассигнованными им сенатом, знаменует конец финансового произвола консулов: весь бюджет государства из их рук переходит в руки цензоров, только последние регулируют отныне расходы и доходы государства, постоянно придерживаясь властных указаний сената. Учреждение цензуры было крупнейшей победой в борьбе сената с магистратурой, победой, передавшей в руки сената то, что Полибий считает основой его власти - полное распоряжение государственными финансами. За это право сенат охотно заплатил передачей цензорам права пополнять и очищать сенат, сообразуясь исключительно со своей совестью. Цензура не была годовой магистратурой; ее срочность тесно связана с понятием люстра - очистительного акта, совершавшегося по окончании ценза и давшего свое имя периодам четырех- или пятилетним, в которые de jure должен был совершаться ценз. Эта периодичность ценза, с одной стороны, и связь цензуры именно с цензом - т. е. окончание ее, одновременно с цензом, торжественным актом люстрации - привела к тому, что цензоры функционировали только во время производства ценза, т. е. не более 18 месяцев: если ценз начинался 15 марта, то люстрация и конец цензорских функций приходились обыкновенно на май месяц следующего года. Вследствие несовпадения срока цензового периода и цензуры цензура не была ординарной магистратурой; появление ее зависело от консулов, которые вели выборы цензоров в центуриатных комициях. По той же причине цензура не нашла себе определенного места в цепи римских магистратур, или, лучше сказать, ее обычное место (ниже претуры) совершенно не соответствовало ее обычному рангу (цензоры искони были консуларами). В тесной связи с оригинальным характером и срочностью цензуры стоит и то, что цензоры не обладали империем и были исключительно городскими магистратами, деятельность которых прикреплена была к Марсовому полю и форуму. Зависимость от консулата обусловливалась тем, что цензоров в момент выбора их преемников уже не было; вот почему вплоть до окончательного упрочения власти сената цензорские пары появляются так неравномерно и сравнительно редко. Консулам цензура казалась излишней и нарушающей их права; пока они были еще в силах бороться с сенатом, они делали все от них зависевшее, чтобы свести новую магистратуру по возможности на нет. Важное значение цензуры как магистратуры, произвол которой почти ничем не был связан, магистратуры, имевшей право вмешиваться в жизнь каждого гражданина, повело к тому, что цензура особенно строго связана была коллегиальностью и неповторяемостью. Каждый акт Ц. должен был совершаться не только с ведома, но по соглашению с коллегой; на комициях выборы должны были состояться непременно для обоих кандидатов; смерть или отречение от власти одного из цензоров вели за собой отречение и другого; дважды Ц. нельзя было быть ни в каком случае (единственное исключение - Г. Марций Рутил, но по его же инициативе было проведено запрещение итерации). Целого ряда общемагистратских прав у цензоров не было; не имея империя, они не могли собирать ни народ, ни сенат, их не сопровождали ликторы, их принудительная власть была ничтожна, но зато отчетность и ответственность цензоров сделала их свободными от суда трибунов и дала им право на ряд внешних почетных отличий. Главной обязанностью Ц. было совершение ценза (см.) и связанного с ним пересмотра списков всадников с правом исключения и замечания. Вне связи с цензом стоят хозяйственные функции цензуры и пополнение списков сената с правом делать замечания отдельным сенаторам (nota censoria) и правом исключения из списков. Присоединение хозяйственных функций к цензуре вызвано было тем, что люстр был установленным сроком и для регулирования хозяйства общины, всецело основанного на откупе. Пересмотр откупных контрактов, заключение новых, разрешение связанных с ними споров было делом цензора. Поддержание имущества и новые постройки, кроме платы свободным слугам государства, были главным расходом общины, а доходы с недвижимого имущества - главным ее доходом; они же управляли имениями римского государства. На римском форуме производились торги на сдачу в аренду земель государства независимо от того, где эти земли находились, и независимо от знакомства или незнакомства Ц. с тем, что сдавалось; здесь же в пределах ассигнованной сенатом суммы устанавливалось, какие работы необходимы на предстоящий люстр, и эти работы в Риме, Италии и de jure даже в провинциях сдавались на подряд предложившему наиболее выгодные условия. Когда Рим очутился собственником колоссального имущества в Италии и вне ее, способ управления этим имуществом при посредстве двух магистратов, связанных с Римом - способ, годившийся для Рима, не вышедшего за пределы Лация, - оказался устаревшим и в высшей степени убыточным. Тем не менее сенат - вступивший было на более рациональный путь, организовав на эллинистический манер финансовое управление Сицилии через посредство своего пропретора и местных капиталистов, - уже при организации Африки и Азии вернулся к централизации дела в Риме в руках цензоров. Новые контракты заключались Ц. на основании особого документа (так наз. lex censoria), в котором указывались условия сдачи на откуп. Со вступлением новых Ц. в должность все контракты eo ipso считались истекшими, и государственное хозяйство регулировалось совершенно заново. На обязанности Ц. лежало наблюдение за государственными имуществами и возвращение общине в порядке административного судопроизводства того, что было присвоено частными лицами. Из этой охраны интересов общины развилась юрисдикция Ц., не пошедшая, однако, дальше административного quasi-суда с правом штрафа и pignoris capio. Постепенное ослабление влияния сената, начиная с эпохи Гракхов, вызвало и быстрое падение цензуры. Сложное хозяйство требовало новых форм управления; гражданский ценз при отсутствии необходимости прибегать к прямому обложению и появлении наемного войска потерял свое значение; electio senatus со времени Суллы сделалось механической. Неудивительно поэтому, что в I в. до Р. Хр. Ц. появляются только спорадически, и то очень редко. На время цензура оживает при Августе и влачит существование до Веспасиана и Тита, при которых состоялся последний ценз и последний люстр. Смерть цензуры запечатлена была тем, что Домициан сделался пожизненным Ц. С этого времени имя Ц. исчезает из римского государственного строя. В муниципиях Ц. встречаются сравнительно редко, впервые - в 204 г., в двенадцати латинских колониях, для производства там ценза по требованию римлян. Обыкновенно функции Ц. несли так назыв. квинквенналы (см.). На Востоке магистраты, соответствовавшие римским цензорам, носили имя τιμηταί. См. Mommsen, «Romisches Staatsrecht» (II, 331 сл.); Herzog, «Staatsverfassnng» (I, 757 сл.); De-Boor, «Fasti censerii» (Париж, 1873); Ruggiero, «Dizionario epigrafico» (ΙI, 157 сл.). О муниципиях см. Liebenam, «Städteverwaltung» (259), и Levy, в «Revue des études gr.» (1895).

Еще с древних времен китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и рассматривались как подданные императора. В XVI–XVIII вв. в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.

Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы, следили за церемониями и приемами в честь императора.

Особая палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.

Китайское государство носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. – «империя династии Мин», с 1644 г. – «империя династии Цин».

К началу XVI в. Китай уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6–7 тыс., ученые люди знали 25–30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией – мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен – писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.

Среди китайских чиновников было много поэтов ижи-вописцев. В Китае в XVI в. уже были развиты ремесла по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались различными рисунками с применением высококачественных красок.

Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI–XVIII вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.

Основоположник даосизма – Лао-цзы – изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по-китайски – «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь – дао.

Буддизм проник в Китай из Индии в начале I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.

Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.

На основе надельной системы сложилась социальная иерархия. Все ступени которой подчинялись главе государства – императору или «сыну неба». Глава государства рассматривался как посредник между землей – т. е обществом и государством и обожествленным небом. Поэтому личность главы государства также обожествлялась. Запрещалось приближаться сидеть в его присутствии, смотреть в глаза, император мог строить без ограничений пагоды и другие зданий, обладал исключительным правом носить желтые одежды.

Ниже императора следовали 9 домов аристократии, происходившей из потомков «сильных домов» и многочисленных императорских родственников и их потомков. Представитель высшего2-ого ранга получал от государства надел в 10 тысяч му, а представитель низшего 9 ранга в 500 му. Аристократия легально и нелегально увеличивала размер наделов за счет рабов и крупнорогатого скота, а также прямым захватом.

Ниже аристократии стояли 9 домов государственной бюрократии, которая имела внутреннее деление на 30 разрядов. Представитель первого высшего ранга получал государственный надел 1200 му, а низшему 9 рангу полагалось 80 му.

В начале 7 века появилась практика сдачи государственных экзаменов для гражданских чиновников, а в конце 7 века для военных чиновников. Более простые экзамены в силу значительно меньшего социального престижа военной профессии. В последующие века система государственных экзаменов совершенствовалась, чем выше был ранг, тем более сложные становились экзаменационные испытания. Начиная с 5 ранга экзамены сдавались только в столицах (знание наизусть трудов Конфуция, философию даосизма, буддизма, древней китайской истории, умение писать стихи, каллиграфия). Чиновники 3-х высших рангов имели право на жилище построенное по оригинальным проектам (с учетом социального статуса).

«Добрый народ» - свободный и полноправный, их обязанность и право – это уплата государственного налога. Эта категория имела право сдавать государственные экзамены, повышать свой социальный статус через приобщение к чиновничеству. 4 категории: ученые, крестьяне, ремесленники (скульпторы), торговцы.

«Низкий народ» - низы, с ограниченным социальным статусом: кэху и рабы. Кэху – полусвободные крестьяне, держатели земли у частных лиц, работали за половину урожая, выполняли нефиксированную ренту, подвергались любым наказаниям. Рост численности кэху – показатель кризиса политического централизма, максимально высокой отметки численность достигла в период кризиса 10 века – 10% от общей численности крестьянства. Рабы делились на государственных и частных, рабы были в крестьянском хозяйстве. В 60 лет им предоставлялась полусвобода, а в 70 полная свобода.

Политическая система была представлена государственной властью, которую возглавляла императорская власть. Императору подчинялся государственный совет, 3 палаты ведомства . Формально императорская власть была не ограничена, но регулировалась конфуцианскими нормами. В разные периоды государственным советом, политическими традициями, существовало должность специального чиновника («увещеватель»), который был обязан указывать «сыну неба» на совершенные им просчеты и ошибки.

Первая палата являлась центральной и объединяла императорские службы, в нее входили секретариат и канцелярия, которые готовили указы и распоряжения общегосударственного и религиозного значения. В эту палату входил комплекс служб, которые обслуживали персону императора, входила личная гвардия и служба посольств, отвечавшая за прием иностранных гостей, внешнеторговые отношения Китая.

Вторая палата отвечала за основные сферы государственного управления. В нее входили 6 ведомств, которые делились на две структуры, каждую из которых возглавлял канцлер.

Главным считался левый канцлер, ему подчинялись три главных ведомства: 1 ведомство чинов, 2 ведомство обрядов, 3 ведомство финансов.

1 ведомство чинов – перемещение чиновников по стране и перемещение по иерархии.

2 ведомство обрядов контролировало церковные учреждения и религиозное поведение Китайцев, в 9-10 веках это ведомство ослабило экономические позиции буддизма, не затронув его церковно-религиозную деятельность (конфискация земельной собственности). Государство контролировало выполнение конфуцианских норм всеми слоями населения, конфуцианство – основа государственной стабильности.

3 ведомство финансов осуществляло сбор налогов и регулировало финансовую систему в целом.

Правому и менее значимому канцлеру подчинялись судебные ведомства, военные ведомства, ведомства общественных работ. Военный чиновник в социальной иерархии занимал более низкое место чем гражданский чиновник. Военным чиновника давали усеченное образование. Ведомство общественных работ занималось распределением рабочей силы крестьян, строительство дорог, мостов, административных зданий и резиденций.

Третья палата цензоров. Она контролировала деятельность 1 и 2 палат, боролась с коррупцией и сепаратизмом, деятельность этой палаты оценивалась по форме: укрепление ствола и ослабление ветвей. В территориально сильном отношении Китай делился на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а округа на уезды. Границы округов и уездов устанавливались по численности населения. В правление династии Там в Китае было примерно 358 уездов, которые разделялись на 1500 уездов. Кроме того существовало от 600 до 800 военных округов. Во время войны армия должна была сама себя обеспечивать (кроме оружия, боеприпасов и военного обмундирования).

Публикации по теме