Эмбриональное развитие организмов презентация. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие. Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Cлайд 1

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития Эмбриональное развитие организма

Cлайд 2

Проникновение сперматозоида в яйцеклетку Слияние ядер гамет и образование зиготы 1 2 3 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается Яйцеклетка после оплодотворения Оплодотворение

Cлайд 3

Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек. Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула. Этапы эмбриогенеза

Cлайд 4

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой. Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах? зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

Cлайд 5

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки. Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры). Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

Cлайд 6

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа. У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

Cлайд 7

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты. эктодерма энтодерма первичный рот вторичная полость тела

Cлайд 8

Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками. В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Cлайд 9

Cлайд 10

Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

Cлайд 11

В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

Cлайд 12

После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

Cлайд 13

По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

Cлайд 14

Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция. Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

Cлайд 15

Формирование органов Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия) Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка. Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Cлайд 16

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем. Карл Бэр (1792 1876) «Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Cлайд 17

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины. Эрнст Геккель (1834-1919) Фриц Мюллер (1822 - 1897)

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи Производные кожи Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Класс: 9

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

  • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • способствовать осознанию основного фактического материала;
  • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию экологического сознания

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, с.: ил.

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент
2. Актуализация знаний Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12.
Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1 ) (Слайд 2).
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов.
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника.
3. Целеполагание и мотивация Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.
4. Первичное усвоение учебного материала Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2 ); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником.
Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15).
Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22).
Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний Проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 28):

– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
– В чем заключается сущность каждого этапа?
– В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29).

Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо».

7. Информация о домашнем задании Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.
8. Рефлексия (подведение итогов) За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. Определяют степень достижения цели урока.
Высказывают свое мнение о ходе урока.

Эмбриональный период развития


Цели урока:

  • Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития

  • Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
  • Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;
  • Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение отногенеза

Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) -

период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма

Рождение или выход из яйцевых облочек

Оплодотворение

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие


  • Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется эмбриологией

«закон зародышевого сходства»

Христиан Иванович Пандер

(1794-1865, Россия)

Теория зародышевых листков

Карл Бэр (1792 1876)


БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Фриц Мюллер

Эрнст Геккель


ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Проникновение

сперматозоида

в яйцеклетку

Слияние ядер гамет и

Яйцеклетка после

образование зиготы

оплодотворения


Стадии эмбрионального развития

  • Дробление
  • Гаструляция
  • Органогенез

дробление

В результате деления из зиготы образуются

вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие

при дроблении, называются бластомерами .

2 сутки

зигота

3 сутки

Тутовая ягода

В процессе дробления количество клеток

быстро растет, они становятся мельче и

мельче и образуют сферу, внутри

которой возникает полость – бластоцель .

С этого момента зародыш называется

бластулой .


гаструляция

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция . Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.

Гаструляция у человека происходит в два этапа.


На первом этапе образуется два зародышевых листка: эктодерма и энтодерма . У губок и кишечнополостных на этом заканчивается .


У большинства животных на втором этапе идет закладка третьего зародышевого листка - мезодермы

В процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

2) нервной трубки;

3) кишечной трубки.


Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Нервная система и

органы чувств

Эпидермис кожи

Производные кожи


Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

поджелудочная

железа

Эпителий органов

дыхания

Эпителий органов

пищеварения

печень

мочевого пузыря

Щитовидная


Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

кровеносная система

мускулатура

скелет

мочеполовая система


РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА

Оплодотворение яйцеклетки.

1 сутки (Зигота)

3 сутки (Морула).

5 суток (Бластула)

10 суток (Гаструла).

3 надели - начало органогенеза.

5 недель - длина зародыша 10-15 мм.

6 неделя - движение плода и сокращение сердца.

8-10 недель - длина плода 10 см,

все органы сформированы.

11-12 недель = продолжается

развитие всех систем организма.

16-18 недель плод быстро

растет и мать ощущает его движение.

7 месяцев - завершающий период развития.

9 месяцев - рождение человека.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА:

1) гаметогенез (спермато– и овогенез);

2) оплодотворение;

3) имплантация (7 – 8-е сутки);

4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);

6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);

7) рождение ребенка;

8) период новорожденности (до 1 года);

9) период полового созревания (11 – 16 лет).

Хотите лучше владеть компьютером?

Всегда неприятно, когда меняется интерфейс программы, слетают настройки, пропадают нужные кнопки. Одна из таких неприятных ситуаций — исчезновение показа листов на панели рядом с прокруткой. Может быть, это произошло случайно, а, может быть, дети умудрились убрать листы из программы или так пошутили коллеги на 1 апреля. Отсутствие панели листов в окне удобно, когда пользователь всегда работает с одним листом, но чаще всего листы все-таки нужны. Как же включить отображение листов Excel на панели снизу?

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Слайд 2

Оплодотворение

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

  1. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
  2. Слияние ядер гамет и образование зиготы
  3. Яйцеклетка после оплодотворения
  • Слайд 3

    Этапы эмбриогенеза

    Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

    1. Дробление зиготы.
    2. Образование бластулы.
    3. Гаструляция.
    4. Нейрула.
  • Слайд 4

    Первый этап эмбрионального развития

    • Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
    • С этого момента зародыш называется бластулой.
    • Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?
  • Слайд 5

    Дробление

    Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:

    1. бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
    2. бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

    Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).
    Бластула состоит из:

    1. бластодермы – оболочки из бластомеров;
    2. бластоцели – полости, заполненной жидкостью.

    Бластула человека – бластоциста.

    Слайд 6

    Гаструляция

    • Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.
    • Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
    • У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
  • Слайд 7

    Формирование хориона

    В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты.

    Слайд 8

    Второй этап гаструляции

    • Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
    • В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Гисто– и органогенез

    Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

    Слайд 11

    Гаструляция

    В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

    Слайд 12

    Дифференцировка

    После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

    Слайд 13

    Окончание второй стадии гаструляции

    По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
    Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
    На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

    1. хорды;
    2. нервной трубки;
    3. кишечной трубки.
  • Слайд 14

    Функции хориона и желточного мешка

    Функции хориона:

    1. защитная;
    2. трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
    3. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

    Функции желточного мешка:

    1. кроветворение (образование стволовых клеток крови);
    2. образование половых стволовых клеток (гонобластов);
    3. трофическая (у птиц и рыб).
  • Слайд 15

    Формирование органов

    Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:

    1. организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
    2. каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

    Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.

    Слайд 16

    Законы Бэра

    Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.

    «Законы Бэра»:

    • наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
    • после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
    • зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
    • зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
  • Слайд 17

    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

    • Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
    • Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки
    • У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
  • Слайд 18

    Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

  • Слайд 22

    Мезодерма

    Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера.

    Слайд 23

    Развитие эмбриона

    • Оплодотворение яйцеклетки.
    • 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
    • 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).
    • 3 надели. Начало органогенеза.
    • 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм.
    • 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца.
    • 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы.
    • 11 недель и 12 недель продолжается развитие всех систем организма.
    • 16 недель и 18 недель. Плод быстро растет и мать ощущает его движение.
    • 7 месяцев. Завершающий период развития.
    • 9 месяцев. Рождение человека.
  • Слайд 24

    Критическими периодами в развитии человека

    1. гаметогенез (спермато– и овогенез);
    2. оплодотворение;
    3. имплантация (7 – 8-е сутки);
    4. плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
    5. стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
    6. формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
    7. рождение ребенка;
    8. период новорожденности (до 1 года);
    9. период полового созревания (11 – 16 лет).
  • Слайд 25

    Вопросы к размышлению

    Каково значение знаний о развитии эмбриона?

    Посмотреть все слайды

  • Публикации по теме