Эмбриональное развитие организмов презентация. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональное развитие. Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Cлайд 1
Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития Эмбриональное развитие организмаCлайд 2
Проникновение сперматозоида в яйцеклетку Слияние ядер гамет и образование зиготы 1 2 3 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается Яйцеклетка после оплодотворения ОплодотворениеCлайд 3
Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек. Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула. Этапы эмбриогенезаCлайд 4
Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой. Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах? зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягодаCлайд 5
Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки. Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры). Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.Cлайд 6
Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа. У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?Cлайд 7
В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты. эктодерма энтодерма первичный рот вторичная полость телаCлайд 8
Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками. В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.Cлайд 9
Cлайд 10
Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.Cлайд 11
В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.Cлайд 12
После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.Cлайд 13
По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.Cлайд 14
Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция. Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).Cлайд 15
Формирование органов Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия) Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка. Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародышаCлайд 16
Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем. Карл Бэр (1792 1876) «Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.Cлайд 17
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины. Эрнст Геккель (1834-1919) Фриц Мюллер (1822 - 1897)Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи Производные кожи Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..Класс: 9
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.
Тип урока – комбинированный.
Образовательные задачи урока:
- способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
- способствовать осознанию основного фактического материала;
- способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
- выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.
Развивающие задачи урока:
- способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.
Воспитательные задачи урока:
- способствовать развитию творческого мышления;
- способствовать развитию экологического сознания
Используемый учебник:
Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, с.: ил.
Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».
Ход урока
Структура урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. Оргмомент | ||
2. Актуализация знаний | Проговаривает основные понятия,
изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12. Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1 ) (Слайд 2). |
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов. |
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). | Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника. | |
3. Целеполагание и мотивация | Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). | Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями. |
4. Первичное усвоение учебного материала | Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2 ); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). | Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах. |
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. | Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником. |
Изучая этап дробления, предлагает
разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в
роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из
полученных частей пополам. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15). |
Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5). | |
Переходя к этапу гаструляции,
предлагает смоделировать поперечный разрез
через бластулу и оставить на полученных моделях
лишь части-клетки расположенные по кругу. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22). |
Вторая группа знакомит с информацией,
полученной в ходе изучения этапа гаструляции.
Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют
впячивание, свойственное гаструляции ланцетника
(рисунок 6).
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах. |
|
Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). | Третья группа знакомит с информацией,
полученной в ходе изучения этапа органогенеза. Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах. |
|
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний | Проводит обобщение знаний по основным
вопросам (Слайд 28): – Что происходит на каждом
этапе в ходе эмбрионального развития? Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29). |
Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо». |
7. Информация о домашнем задании | Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе. | |
8. Рефлексия (подведение итогов) | За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. | Определяют степень достижения цели
урока. Высказывают свое мнение о ходе урока. |
Эмбриональный период развития
Цели урока:
- Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития
- Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
- Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;
- Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение отногенеза
Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) -
период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма
Рождение или выход из яйцевых облочек
Оплодотворение
Эмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие
- Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется эмбриологией
«закон зародышевого сходства»
Христиан Иванович Пандер
(1794-1865, Россия)
Теория зародышевых листков
Карл Бэр (1792 1876)
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Фриц Мюллер
Эрнст Геккель
ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается
Проникновение
сперматозоида
в яйцеклетку
Слияние ядер гамет и
Яйцеклетка после
образование зиготы
оплодотворения
Стадии эмбрионального развития
- Дробление
- Гаструляция
- Органогенез
дробление
В результате деления из зиготы образуются
вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие
при дроблении, называются бластомерами .
2 сутки
зигота
3 сутки
Тутовая ягода
В процессе дробления количество клеток
быстро растет, они становятся мельче и
мельче и образуют сферу, внутри
которой возникает полость – бластоцель .
С этого момента зародыш называется
бластулой .
гаструляция
Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция . Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.
Гаструляция у человека происходит в два этапа.
На первом этапе образуется два зародышевых листка: эктодерма и энтодерма . У губок и кишечнополостных на этом заканчивается .
У большинства животных на втором этапе идет закладка третьего зародышевого листка - мезодермы
В процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:
2) нервной трубки;
3) кишечной трубки.
Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..
Нервная система и
органы чувств
Эпидермис кожи
Производные кожи
Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.
поджелудочная
железа
Эпителий органов
дыхания
Эпителий органов
пищеварения
печень
мочевого пузыря
Щитовидная
Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера
кровеносная система
мускулатура
скелет
мочеполовая система
РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА
Оплодотворение яйцеклетки.
1 сутки (Зигота)
3 сутки (Морула).
5 суток (Бластула)
10 суток (Гаструла).
3 надели - начало органогенеза.
5 недель - длина зародыша 10-15 мм.
6 неделя - движение плода и сокращение сердца.
8-10 недель - длина плода 10 см,
все органы сформированы.
11-12 недель = продолжается
развитие всех систем организма.
16-18 недель плод быстро
растет и мать ощущает его движение.
7 месяцев - завершающий период развития.
9 месяцев - рождение человека.
КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА:
1) гаметогенез (спермато– и овогенез);
2) оплодотворение;
3) имплантация (7 – 8-е сутки);
4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
7) рождение ребенка;
8) период новорожденности (до 1 года);
9) период полового созревания (11 – 16 лет).
Хотите лучше владеть компьютером?
Всегда неприятно, когда меняется интерфейс программы, слетают настройки, пропадают нужные кнопки. Одна из таких неприятных ситуаций — исчезновение показа листов на панели рядом с прокруткой. Может быть, это произошло случайно, а, может быть, дети умудрились убрать листы из программы или так пошутили коллеги на 1 апреля. Отсутствие панели листов в окне удобно, когда пользователь всегда работает с одним листом, но чаще всего листы все-таки нужны. Как же включить отображение листов Excel на панели снизу?
Читайте новые статьи
Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.
Слайд 2
Оплодотворение
Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается
- Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
- Слияние ядер гамет и образование зиготы
- Яйцеклетка после оплодотворения
Слайд 3
Этапы эмбриогенеза
Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.
- Дробление зиготы.
- Образование бластулы.
- Гаструляция.
- Нейрула.
Слайд 4
Первый этап эмбрионального развития
- Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
- С этого момента зародыш называется бластулой.
- Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?
Слайд 5
Дробление
Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:
- бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
- бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.
Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).
Бластула состоит из:
- бластодермы – оболочки из бластомеров;
- бластоцели – полости, заполненной жидкостью.
Бластула человека – бластоциста.
Слайд 6
Гаструляция
- Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.
- Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
- У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
Слайд 7
Формирование хориона
В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты.
Слайд 8
Второй этап гаструляции
- Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
- В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
Слайд 9
Слайд 10
Гисто– и органогенез
Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.
Слайд 11
Гаструляция
В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.
Слайд 12
Дифференцировка
После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.
Слайд 13
Окончание второй стадии гаструляции
По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:
- хорды;
- нервной трубки;
- кишечной трубки.
Слайд 14
Функции хориона и желточного мешка
Функции хориона:
- защитная;
- трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
- Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.
Функции желточного мешка:
- кроветворение (образование стволовых клеток крови);
- образование половых стволовых клеток (гонобластов);
- трофическая (у птиц и рыб).
Слайд 15
Формирование органов
Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:
- организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
- каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.
Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.
Слайд 16
Законы Бэра
Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.
«Законы Бэра»:
- наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
- после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
- зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
- зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
Слайд 17
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера
- Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
- Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки
- У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
Слайд 18
Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Мезодерма
Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера.
Слайд 23
Развитие эмбриона
- Оплодотворение яйцеклетки.
- 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
- 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).
- 3 надели. Начало органогенеза.
- 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм.
- 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца.
- 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы.
- 11 недель и 12 недель продолжается развитие всех систем организма.
- 16 недель и 18 недель. Плод быстро растет и мать ощущает его движение.
- 7 месяцев. Завершающий период развития.
- 9 месяцев. Рождение человека.
Слайд 24
Критическими периодами в развитии человека
- гаметогенез (спермато– и овогенез);
- оплодотворение;
- имплантация (7 – 8-е сутки);
- плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
- стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
- формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
- рождение ребенка;
- период новорожденности (до 1 года);
- период полового созревания (11 – 16 лет).
Слайд 25
Вопросы к размышлению
Каково значение знаний о развитии эмбриона?
Посмотреть все слайды