О чем дедушка мазай и зайцы. Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай). Эпиграф: «Любить природу- значит любить Родину»

Некрасов Н. сказка "Дедушка Мазай и зайцы"

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки "Дедушка Мазай и зайцы" и их характеристика

  1. Дедушка Мазай. Старый опытный охотник. Вдовец, у него есть внук. Фантазер и рассказчик. Умный и наблюдательный. Веселый.
  2. Поэт, автор. Охотник, любит детей.
План пересказа сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
  1. Летний дождь.
  2. Деревенька Мазая
  3. Байки Мазая.
  4. Половодье
  5. Зайцы на острове
  6. Заяц на пне
  7. Зайчиха
  8. Бревно с зайцами
  9. Берег близок
  10. Зайцы убежали
  11. Последняя пара зайцев
  12. Напутствие Мазая.
Кратчайшее содержание сказки "Дедушка Мазай и зайцы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Поэт любил охотиться вместе с Мазаем, стариком, который знал множество смешных историй.
  2. В этот раз Мазай стал рассказывать о половодье прошлой весной.
  3. Тогда он плыл по реке и вдруг увидел целый островок зайцев.
  4. Мазай посадил зайцев в лодку, и подбирал других зайцев по реке.
  5. Последним Мазай зацепил багром бревно, с сидящими на нем зайцами.
  6. У деревни Мазай отпустил зайцев, сказав им не попадаться ему зимой.
Главная мысль сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Любое животное заслуживает жалости и заботы, потому что оно живое существо.

Чему учит сказка "Дедушка Мазай и зайцы"
Сказка учит быть веселым, уметь фантазировать, уметь рассказывать интересные истории и анекдоты. Учит любить животных и бережно к ним относиться. Учит не брать от природы лишнего, а только то, что потребно.

Отзыв на сказку "Дедушка Мазай и зайцы"
Мне понравилась эта веселая история. про спасенных зайцев. Дедушка Мазай поступил очень хорошо, не дав зайцам погибнуть при половодье. Он действовал прямо как сотрудник МЧС в наши дни.

Пословицы к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Жизнь дана на добрые дела.
Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем.
Кто живет у воды, тому наводнение привычно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Поэт был на охоте со старом Мазаем, когда на казалось бы совершенно чистом небе появилась маленькая тучка и вдруг хлынул ливень. Поэт и Мазай бегом устремились к сараю и спрятались в нем.
Деревня, в которой живет Мазай, стоит на низменном месте и весной ее затопляют талые воды. Но Мазай любит свою деревню и лес, в который он ходит постоянно - за грибами, брусникой, охотиться.
Мазай не верит в лешего и один раз даже специально караулил лешего в лесу, но никого не поймал. А вот ночью в лесу страшно и тихо как в храме.
Мазай старый и опытный охотник, но глаза его к старости стали подводить, и он часто промахивается. Зато знает много анекдотов про других охотников. Например про охотника, который прежде чем стрелять, греет руки над угольками.
Однажды весной Мазай плыл по реке на лодке. Вода поднялась высоко и затопила всю низменность. И вот видит Мазай островок, на котором набилось множество зайцев. А вода все пребывает и вот под зайцами осталось земли меньше аршина.
Мазай схватил одного зайца и перебросил в лодку. А остальным просто скомандовал прыгать. И зайцы гурьбой попрыгали в его лодку.
Плывет Мазаый дальше. Видит заяц застыл на пне. Снял его. Потом зайчиху с зайчатами прихватил возле кустов. Наконец увидел Мазай бревно, которое плыло по реке, а на бревне с десяток зайцев.
Садить их было уже некуда и Мазай просто зацепил бревно с зайцами багром.
Так и приплыл он обратно в деревню. Бабы и ребятня так все со смеху и покатились, глядя на странную процессию.
А зайцы, увидев берег заволновались, стали скакать в лодке. А когда лодка подошла к берегу, они всей гурьбой попрыгали из лодки и дали стрекача вверх по холму.
Только два зайца, совсем замерзшие, остались в лодке. Мазай взял их домой и отогрел. Утром, сухие зайцы тоже убежали в лес.
А Мазай пригрозил им, чтобы зимой ему не попадались на прицел. Ведь летом и весной он зайцев не бьет - шкура у них плохая.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"

Жанна Еремченко
Урок чтения по теме: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Конспект урока по чтению

Цель : Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи :

1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ";

2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению ;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

Ход урока:

1. Введение в тему

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ".

С какими произведениями Н. А. Некрасова вы уже знакомы ?

2. Подготовка к первичному чтению

а) Рассказ учителя о творчестве Н. А. Некрасова , знакомство с его произведениями (выставка книг) .

Н. А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н. А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Н. А. Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н. А. Некрасов .

3. Работа над текстом.

а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы ") .

б) Беседа по прочитанному.

О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

Кто главные герои этого произведения?

Когда этот случай произошел?

Кто рассказывает эту историю?

в) Чтение стихотворения детьми.

г) Словарная работа.

Уточнение смысла слов : разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

д) Анализ прочитанного.

О каком событии рассказал Н. А. Некрасов в этом отрывке ?

А что такое половодье?

Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

А к какому жанру относится данное произведение?

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Что увидел дед? Как он поступил?

Как дед Мазай обращается с зайцами ?

О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

Физминутка

Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

Возле заячьей избушки (встают)

Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

Чтоб засаливать в кадушке.

Ни горькушки, ни серушки (повороты)

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке (кивают головой)

4. Закрепление изученного.

Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая ?

Прочитайте совет деда Мазая зайцам .

Давайте поиграем в Мазая . Кто хочет быть Мазаем ? Автором?

Чтение по ролям . Инсценирование отрывка "Спасение зайцев ".

5. Итог урока .

Понравился ли вам дед Мазай ?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

Вывод : Наш идеал - дедушка Мазай . он - охранитель природы, защитник своей Родины.

Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

  • познакомить с произведением Некрасова "Дед Мазай и зайцы"
  • учить работать над стихотворением
  • учить правильному, осмысленному выразительному чтению
  • учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
  • учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.

I. Организационный момент.

II. Вступление.

Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).

Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.

III. Работа над текстом.

1. Первичное чтение (учитель)

О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

Когда этот случай произошел?

2. Работа над стихотворением по частям

словарная работа по первой части

(слова на доске)

  • разболтался
  • болотистом
  • впятеро больше
  • кабы сетями
  • гинут
  • баграми

чтение первой части (ученик)

Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?

Зачитайте.

Мазай возмущается, досадует таким поведением,

"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)

А к какому жанру относится данное произведение?

Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.

Как понимаете слово рифма?

Да, рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.

Найдите в первой части созвучные окончания - рифму.

А как думаете, рифма есть только в первой части?

Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.

Чтение второй части (ученик)

Словарная работа

(слова на доске)

  • Нагоняет - приносит водой
  • Подбиралась - вот-вот затопит все
  • Лопочут- хлопают
  • Прочим- другим
  • Пропал под водой- скрылся под водой

По книге -аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.

сажень - 213 см (физминутка для ума)

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Как поступил он?

Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Какой был Мазай?

(добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)

Каждое стихотворение состоит из стихов - коротких строк. Они объединяются в строфы.

Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.

Как ставим паузы? (1 - маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)

В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту

Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).

Кто попробует?

С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?

Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. - мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)

  • гуторя - разговаривая
  • горемыка - попал в беды (горе мыкает)
  • тягота не велика - маленькие, легкие
  • копошится - еле шевелится
  • толста, как купчиха - толстая тетенька
  • зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
  • не рано уж было - должна разродиться
  • пластом - развалившись, на животе
  • поволок - потащил

Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?

Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).

Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно - голос, темп).

Физминутка. "Зайка", логопедическая работа над звуками с, з, щ - закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)

Зайка
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волну
Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке. (кивают головой)

Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)

  • Потехи - радости
  • прокатил я деревней - залита водой
  • озимь - первая травка
  • плотно - близко очень
  • пригнал - добрался до берега
  • причалил - поставил к берегу

- "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?

Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям - автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)

  • мигом - мгновенно
  • поклал - положил
  • приволок - принес
  • ухнул - вспугнул криком
  • стрекача - быстро помчались

Почему Мазай предупреждает "А чур зимой не попадайся!"?

Мазай не бьет их весной и летом. Почему?

Мальчики - вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.

Обобщение - какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?

Образное рисование

Каждый видит его по-своему.

Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.

Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.

А теперь посмотрите на эту картинку

К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.

Зачитайте.

Докажите

Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.

Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.

  1. Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
  2. Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

Поиграем в игру.

3. Дикция - четкое произношение звуков и слов.

А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.

Итак. - Чему мы сегодня научились?

Что вам больше всего запомнилось?

А как думаете, что главное в этом стихотворении?

(учит бережному отношению к природе)

Домашнее задание - найти рифму

Словесное рисование Мазая

Выразительное чтение стихотворения

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.


Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы:

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание :

Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка . На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

Чему оно учит?

Ответ ребёнка . Зима так же прекрасна, как и любое время года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы:

Задание 2 группы:

Выписать эпитеты.

Выписать олицетворение.

Ответы детей.

Ответы детей

Мосты ледяные.

Солнце играет,

Шумные воды.

Обходит дозором,

Голая земля.

Мороз шагает

Косматая борода.

Мороз хвастливую

Хвастливая песня.

Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам : оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

Ответы учащихся.

Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.

А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог) с учащимися.

Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

Мороз, Красный нос”.

Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.

Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

Ответ учащихся.

Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.

Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.

Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.

По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

Выделить трудные слова.

По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.

Понравился ли он вам?

Чем?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

Внешний вид героя.

Действие деда при экстримальной ситуации.

Совет деда Мазая зайцам.

Отношение к природе.

Ответы учеников

VII .Рефлексия.

Основная мысль данного произведения – это

Что такое половодье.

Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”

Перечислить добрые поступки деда Мазая.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение » В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»;составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др. ).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть?

Чтение второй картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

Что значит слово «горемыка»?

Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

Обиделся ли Мазай на эти замечания?

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному.

Понимание идеи стихотворения.

Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

ма урока: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Состав слова (повторение)"

Цели урока:

познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж

cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж

cовершенствовать умение разбирать слова по составуж

прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, целей урока.

- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.

- Вспомните, что такое мастерская.

- Кто такие мастера?

- Что они делают в мастерской?

- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?

- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.

(Даю задания по группам.)

На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.

1 группа.

2 группа.

1). Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)

1). Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)

2). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам.)

2). Вяжет мама
длинный шарф,
Потому что сын… (жираф.)

3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.

(Дедушка.)

Догадались, о каком произведении идет речь?

Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова

(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.

3. Работа над новым материалом.

1).Подготовительная работа.

Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.

Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?

Как поэт и Мазай оказались в сарае?

(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)

Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)

Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)

2). Речевая разминка.

а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)

Делу время, потехе час.

б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)

У меле Зай мпенол ки джгшорп Бу рое бы про за апвук бо джрое ле лдоаапр ли дломис зу оленйж бы жбюь.

- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)

3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.

а). Проверка понимания:

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошел этот случай? (Весной.)

б). Словарно – лексическая работа.

- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Гуторить – разговаривать;

Половодье – разлив реки;

Гинут – гибнут;

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)

Дали стречка – убежали;

Измокли – промокли;

Силки – небольшая сетка.

4. Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.

(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)

5). Анализ произведения.

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?

- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)

- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)

Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.

Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.

(Учащимся дается время на подготовку задания.)

- Как описывает поэт природу?

- А как вы относитесь к природе?

- Как бы вы поступили на месте Мазая?

- Понравился вам рассказ? Почему?

5. Разбор слов по составу.

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1).Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

2). Игра – тест.

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла
качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)

Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.

7. Домашнее задание.

Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.

Публикации по теме