Презентация использование дидактических игр в развитии речи. Презентация "дидактические игры для развития речи младших дошкольников". Противоречие и проблема опыта


Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.


Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.






Коммуникация познаниечтение художественной литературы «Писатель»(тема:Посуда) «Если бы…..» «Объясни Буратино» «От каждого по словечку» «Цепочка слов» «Снежный ком» «Какой звук потерялся?» «Измени слово» «Телеграф» «Из чего сделана посуда?» «Кто знает, пусть дальше считает» «Собираем урожай» «Вершки-корешки» «Что где растет?» «Разложи по полочкам» «Какая профессия самая главная?» «Кого я видел в зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5 «Что убежало от Федоры?»(«Федорино горе») «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все- все-все».) Интеграция речевых игр в разных образовательных областях


Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: « Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?»,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др. Виды дидактических игр


Для большинства детей ведущий канал восприятия окружающего мира – зрительный, что ещё раз подчёркивает необходимость включения в систему работы приёмов и методов активизации зрительного анализатора. Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи – важному условию реализации любой деятельности. Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.


Игры Падежное управление «Живое – неживое», «Кто как голос подаёт», «Один –много» «Кого не стало?», «Один – много» «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение» «Кого я люблю?», «Кого любит мама?» «Кто кем любуется?», «Кто чем работает?» «Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?» Предлоги«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?» Словообразование«»Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», »Построй по росту», «Раздели на команды» Родовые понятия«Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование) Лексика«Классификация», «Четвёртый лишний» Связная речь«Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе» Использование игрушек в работе по развитию речи






В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны. «Мяч бросай и животных называй», «Мяч бросай, четко фрукты называй», «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Что происходит в природе?», «Составь предложение», «Подскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Веселый счет» и т.д. Игры с мячом

















дидактическое пособие «Волшебная полянка» повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление) Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:


«Вместе весело играть. Коррекционно – развивающие игры»; «Волшебный цветок»; «Скоро в школу». ЦЕЛЬ: создание эффективных условий для коррекции речевых недостатков и общего развития речи. Участники: дети, воспитатели, логопеды, родители. Результат: использование развивающих речевых игр позволило повысить эмоциональную заинтересованность каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания. Проекты по дидактическим играм:

1 слайд

2 слайд

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

3 слайд

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка.

4 слайд

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

5 слайд

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

6 слайд

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

7 слайд

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

8 слайд

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

9 слайд

Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.

10 слайд

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

11 слайд

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами Настольно печатные Словесные игры Дидактические игры

12 слайд

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы:

13 слайд

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Структурные элементы дидактической игры Обучающая задача Воспитывающая задача Игровые действия и правила

14 слайд

Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.

Опыт работы «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »

представляет воспитатель

МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Классен Елена Ивановна

Оренбургская область


«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский


Структура описания опыта

  • Информационный блок
  • Описание технологии опыта
  • Заключение

I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточка

Образование среднее специальное, Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского сада

Педагогический стаж: 29 лет

В данном учреждении : 3 г .

Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Аттестация: воспитатель первой квалификационной


1.2. Условия возникновения и

становления опыта.

Становление опыта

База МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Красногвардейского района Оренбургской области.

Условия возникновения опыта

- требования ФГОС ДО;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.


1.3. Актуальность педагогического опыта

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.


1.4. Противоречие и проблема опыта

Противоречие:

между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности.

Проблема:

создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц

для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.


1.5. Идея педагогического опыта

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.В пересказе;

3. В составлении рассказов;

2. В заучивании стихотворений;

4.В формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс

строится

на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего,

деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.


1.6.Диапазон опыта и степень его новизны

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.


II. Описание технологии опыта

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:

создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру.

Задачи:

- определение особенности формирования и развития

речи дошкольников средствами игровых и современных

образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в

интеграции с мнемотехникой способствовать

развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников


2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)

Гвоздев Александр Николаевич 1892-1959

Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)

Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)

Водовозова Елизавета Николаевна (1844 – 1923)


2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин.

«Учите играя» (под ред.Сохина Ф.А.)

«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)

Ушакова Оксана Семеновна

Цейтлин Стелла Наумовна


2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Виды дидактических игр

Структура дидактической игры

Дидактические игры

Настольно – печатные игры

Игры с предметами

Словесные

игры


2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника

у Глухова В.П. - блоки-квадраты;

у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов

у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы

у Большевой Т.В. – коллаж;

у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели.


Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.


Структура мнемотехники

отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.




2.6 Организация образовательной предметно

развивающей среды в группе центр речевого

развития «Будем говорить правильно».

В группе имеются игры:

1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

6. «Что? Откуда? Почему?».

Цель: учить рассказывать

о предметах быта.

7. «Птичий базар».

Цель: учить описанию птиц.

8. «Герои русских сказок».

Цель: учить пересказывать

сказки.

9.Лото и другие


Дидактическое пособие-игра

«Солнышко речистое»

Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Речевые игры, входящие в пособие:

1 . «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. 2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

5 . «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. 6 . «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного и

числительного.

И другие



Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. (из собственного опыта)

Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку.


2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам .

Модель сказки.

НОД «Здравствуй зима»

Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним


2.8.Результативность

2016 -2017 уч.год

высокий

2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016)

2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017)

средний

низкий

2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017)


2.8.Результативность

Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч.год

2.7. Результаты.

Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей появляется интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее; у дошкольников появляется

желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.


III. Заключение

3.1 Вывод

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.


3.2. Трудоёмкость педагогического опыта

и область его применения

Трудоёмкость опыта

Необходимость в:

- в освоении большого пласта дополнительной литературы;

- в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного

материала, мнемотаблиц;

- в моделировании наглядных пособий;

- в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.

Адресная направленность и область применения опыта

Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999

3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – изд.Волгоград:Учитель 2016

5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

6.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

7.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.:Просвещение, 1987.

8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.- М.:Просвещение, 1991.

9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 - 71с.

10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.

11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, №4, с. 102-115

12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Основные задачи речевого развития

  • Развитие звуковой культуры речи;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие связной речи.
  • Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Игры упражнения для развития речи младших дошкольников

Ведущая линия развития речи детей 3–4 лет – это воспитание звуковой культуры речи, обучение правильному звукопроизношению, формирование грамматического строя речи.

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной, выразительной речи. Дети дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса, составление рассказов, пересказ худ. литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.

Публикации по теме